Англия привлекает лучших игроков со всего мира. АПЛ считается сильнейшей лигой, выступать там невероятно престижно. Россияне редко заглядывали в Англию, но почти всегда – качественно. Дмитрий Харин более десяти лет трудился на Британском архипелаге. Он появился в «Челси» задолго до соотечественника-владельца, тянувшего игроков из Восточной Европы. Харин пришёл в команду, когда «синие» даже не попадали в первую десятку АПЛ, а уходил оттуда обладателем Кубка Кубков и Суперкубка УЕФА.
Кем он был до Англии?
Дмитрий начал карьеру ещё во времена СССР – за «Торпедо», в котором тренировался с детства. В 18 лет он уже дебютировал за «автозаводцев». Юноша хладнокровно выкинул из основы Вячеслава Чанова. С 18-летним Хариным «Торпедо» залетел в четвертьфинал Кубка Кубков и выиграл Кубок СССР. Он отыграл более полусотни матчей за «Торпедо», после чего отъехал в «Динамо», где поиграл ещё три года. На рубеже развала Союза вратарь отправился в ЦСКА. Там он впервые сыграл уже в чемпионате России, победил «Барселону», выиграл чемпионат и заслужил оффер в Европу.
В сборной Советского Союза Харин выступал ещё успешнее. На олимпиаде 1988 года в Сеуле Харин отыграл все шесть матчей и стал олимпийским чемпионом. Это тот самый турнир, на котором наша команда осилила в финале бразильцев. Это не единственное достижение вратаря в сборной. До олимпиады, в 1985 году, Харин завоевал золото на юношеском чемпионате Европы U-16. К 24 годам Дмитрий Харин уже имел увесистый бэкграунд. Зимой 1993-го он отправился в Лондон. «Челси» заплатил ЦСКА 400 тыс евро.
Dmitri Kharin and Lev Yashin pic.twitter.com/kDEHHvEj8c
— The League Magazine (@Theleaguemag) August 2, 2017
Как он играл в Англии?
На момент прихода Харина «Челси» был совсем не грандом. «Пенсионеры» всего несколько сезонов назад вырвались из второго дивизиона, бултыхались в нижней части элитного дивизиона. Россиянин же был олимпийским чемпионом, одним из сильнейших киперов страны, к тому же совсем молодой для вратаря. Но Кен Бейтс, владелец «синих», задумал вывести клуб из трясины, и ему нужны были такие игроки. Тем более в 90-е из России футболисты уезжали охотно.
«Я никогда не скрывал, что хотел играть за рубежом. И юношей грезил именно Англией. Надо же – моя мечта сбылась. Правда, представление об игре вратарей в этой стране у меня было несколько иное. Думал, так же, как и в России, крикнешь: «Мой!» – и все разбегутся. Но там кто-нибудь, как-нибудь, но помешает», – признавался Дмитрий в интервью «Спорт-Экспресс».
Придя в «Челси», Харин обнаружил рядом с собой ещё пять вратарей. Если трое из них были совсем уж глубинными резервистами, то двое – Дэйв Бизант и Кевин Хичкок были сильными конкурентами. Первый – основной кипер последних сезонов, он даже заскочил на пару игр в сборную Англии. Второй – уже давно находился в команде и являлся твердейшим вторым номером. Именно с этими мужчинами конкурировал Харин в первый сезон. Хотя конкурировал – это громко сказано, за оставшиеся полгода сезона Дмитрий сыграл только 5 игр. Возможно, тренеры давали время молодому россиянину приспособиться к новым партнёрам и стране. Потому что в следующем сезоне Харин сыграл куда больше.
Dmitri Kharin of Chelsea pic.twitter.com/XGLZgsBSxG
— The League Magazine (@Theleaguemag) December 21, 2014
Сезон 1993/94 россиянин начал сразу же в стартовом составе, хотя и Бизант, и Хичкок оставались в команде. Дмитрий только раз выпал из основы. После трёх подряд поражений в АПЛ россиянину «дали передохнуть», но, проиграв ещё две игры, Гленн Ходдл вернул кипера. В итоге за сезон Дмитрий отпахал 40 игр в АПЛ (тогда участвовали 22 команды), а также полуфинал и финал Кубка Англии. Показательно, что все ранние этапы «Челси» действовал с Хичкоком , но на решающие стадии поставили Харина, как основного вратаря. Правда, это не помогло «синим» завоевать трофей. В финале их размазал «МЮ» 0:4. Но несмотря на поражение в финале Кубка и стыдное 14-е место в чемпионате, для русского вратаря сезон точно удался: он стал безальтернативно основным.
Следующие сезоны проходили по такому же принципу: Харин – основной, Хичкок – второй номер. И если россиянин чувствовал в Англии себя всё увереннее, то команда прогрессировала куда медленнее. «Челси» очень неспешно подтягивался в турнирной таблице: после 14-й позиции последовали 12-е и 10-е места.
Chelsea v Man City. Uwe Rosler, Paul Walsh, Erland Johnsen and Dmitri Kharin pic.twitter.com/qReoZ3XKiu
— The League Magazine (@Theleaguemag) September 19, 2013
Сезон 1996/97 должен был стать прорывным: в «Челси» подъехали мощнейшие юниты. Великолепные итальянцы Роберто Ди Маттео, Джанфранко Дзола и Джанлука Виалли, а также бронебойный Франк Лебёф, плюс в команде оставался обладатель «Золотого мяча» 33-летний Рууд Гуллит, который стал играющим тренером. Харин мог смело рассчитывать на первую английскую чашку.
Россиянин уже привычно начал сезон в роли основного. В первых четырёх турах обновлённые «синие» ни разу не проиграли, а в трёх из них Харин оформил клин-шит. Прорывной сезон для россиянина остановил следующий тур АПЛ. В игре против «Шеффилд Уэнсдей» Дмитрий совершил выход и катастрофически приземлился. Итог – порванные «кресты». От травмы вратарь восстанавливался полтора года. Сезон «Челси» закончил и правда куда лучше – шестое место в АПЛ и победа в Кубке Англии.
Перед следующим розыгрышем в команде появился ещё один вратарь, соотечественник Гуллита – огроменный Эд Де Гуй. Именно его нашёл в воротах восстановившийся в декабре Харин, а «Челси» шёл на высочайшем втором месте. Объективно, когда команда бежит к ЛЧ, вратарю вернуться в основу очень сложно. Но в феврале Гуллита сняли, и новым коучем стал ещё один тренер-гоняла Джанлука Виалли. Итальянец вернул Харина и пообещал вновь первый номер. Так и было до конца сезона, но дальше Виалли не сдержал слова. По непонятным причинам основным вновь стал Де Гуй, а россиянин и вовсе стал третьим номером, пропустив вперёд вечного Хичкока. На этом сотрудничество вратаря и клуба прекратилось. Харина позвали в «Селтик», и он не стал отказываться.
#OnThisDay 1999: Dmitri Kharin played his final @Chelseafc game, a 2-1 win v @dcfcofficial http://t.co/ypvMpN12sW pic.twitter.com/7vC9XHPz0c
— History of ChelseaFC (@stamford_bridge) May 16, 2014
В Глазго россиянин приехал к тренерскому тандему Кенни Далглиш – Джон Барнс. Но бывшие партнёры по «Ливерпулю» задержались в «Селтике» только на год, на их место пришёл Мартин О’Нил. Мартин не очень надеялся на переломанного Харина. Однажды на тренировке коуч даже упрекнул россиянина в лени, на что тот вскипел: «Как ты можешь называть меня ленивым, если я после трёх операций на крестообразных связках вернулся в футбол и ещё неплохо выгляжу по сравнению с теми вратарями, которые у тебя есть? Ты же сам закончил играть из-за одной такой операции!»
По итогу за три года в Шотландии Дмитрий сыграл только 8 игр и вернулся в Англию. Дмитрий признавался, что ошибся с этим переходом: «Будь в моей воле повернуть время вспять, я бы ни за что не пошёл в «Селтик». Тренер может сделать из тебя игрока, а может и похоронить. Вот нечто подобное и произошло у меня в «Селтике».
Тренерская карьера
По возвращении в Англию у Харина не было чётких планов. 35-летний мужчина прежде всего хотел передохнуть. Дмитрия звали обратно в ЦСКА, но вратарь не вернулся – слишком привык к Англии. Немного потренировавшись с «Лутоном», он отправился в полупрофессиональный «Хорнчёрч» из восьмого дивизиона. Там и закончилась игровая карьера известного вратаря. Бездельничать Харин не стал – пошёл на тренерские курсы. Вскоре молодого коуча позвали тренировать вратарей в «Лутон». Харин путешествовал со «шляпниками» по низшим дивизионам почти 10 лет – больше чем выступал за «Челси». «Лутон» шатался от пятого дивизиона в Чемпионшип и обратно, терял ведущих игроков, периодически нищенствовал, но Дмитрий остался однозначно доволен этой работой.
«Были взлёты, падения. Были финансовые проблемы, опустившие клуб в пятую лигу. Но лучше поговорим о приятном. В сезоне 2004/05 мы выиграли чемпионат во второй лиге и вышли в Чемпионшип. Заняли там 11‑е место – в принципе то, что каждый клуб и планирует: закрепиться, не вылететь. На следующий год должны были идти на повышение, но в сезоне 2006/07 возникли финансовые проблемы. А когда ощущается нехватка денег, уходят и ведущие футболисты. В итоге оказались в пятой лиге», – рассказывал Дмитрий в разговоре с «Советским спортом».
Как бы Дмитрий ни чувствовал себя комфортно в «Лутоне», он всё же ушёл. Клуб плотно застрял в пятой лиге, и россиянин покинул команду. После – два года отдыха. Харин раздумывал над получением лицензии PRO или A и о работе главным тренером, но так этого и не сделал. Ему достаточно спокойной работы в низших лигах, Дмитрий очень ценит время, проводимое с семьёй.
Следующим местом работы Харина стал «Стивенидж», ныряющий в пятом-четвёртом дивизионе. Россиянин точно не был самым известным тренером команды. Ведь главным в «Стивенидже» был Тедди Шерингем. Но Шери проработал в команде только сезон, а вместе с ним и его штаб. Так Харин вновь отправился отдыхать. Сейчас россиянин трудится ещё глубже – в Южной Национальной лиге (шестой дивизион). Клуб «Хемел Хемпстед Таун» за пару десятков лет стремительно выкарабкался из любителей. Андердоги двигаются в середине таблицы, активно ведут свой сайт и соцсети. Дмитрий трудится там уже несколько лет.
Фото Харина на сайте команды.
Дмитрий осел в Англии и совсем не желает возвращаться в Россию. Несколько лет назад ходили слухи, что прославленный вратарь сводит концы с концами, но это совсем не так. Его полностью устраивает жизнь. В одном интервью он сказал, что абсолютно счастлив: «Счастье, в моём понимании, это когда у меня есть любимая семья, хороший дом в 20 минутах езды от Лондона, который нравится и мне, и жене. Счастье – это когда твоему сыну 23 года, он идёт в ногу со временем. Мы никогда не брали ипотек, никому ничего не должны. И есть хорошая работа с определенным будущим. Вот тогда ты понимаешь, что деньги уже не имеют огромного значения. Куда важнее становится качество жизни, внутренний комфорт… Так скажите, зачем мне ехать обратно, когда моя семья счастлива здесь?»