Унаи Эмери на протяжении всей своей тренерской карьеры являлся крайне противоречивым персонажем. С одной стороны – неплохие результаты с «Валенсией» и просто космический отрезок карьеры в «Севилье», а с другой – «Спартак», в котором за ним закрепилось прозвище от Дзюбы «тренеришка», «ПСЖ», в котором его не уважали звездные футболисты, и «Арсенал», фанатов которого до сих пор бросает в холодный пот от фирменного «гуд ибенинга» от баскского специалиста. Так какое же место Эмери занимает в иерархии европейского футбола?
Карьера игрока у Эмери вышла достаточно средняя. Будучи воспитанником «Реал Сосьедада», он провёл за первую команду бело-голубых лишь пять игр. Уйдя из «Сосьедада» в 1996 году, оставшуюся часть карьеры он провёл в командах Сегунды и Сегунды Б, окончательно завершив игровую карьеру в 2004 году из-за хронической травмы.
Сразу же после окончания карьеры игрока, Эмери было предложено занять тренерский пост в клубе, который был последним в послужном списке баска – в «Лорке», которая базировалась в Мурсии. «Лорка» на тот момент была более чем скромным клубом, который выступал в Сегунде Б – третьем по значимости дивизионе в Испании. Но Унаи Эмери быстро проявил себя и с ходу добился с «Лоркой» повышения в Сегунду – это был лучший результат в истории клуба. Но Унаи не остановился и на этом, и в следующем сезоне занял в Сегунде пятое место, всего в пяти очках от повышения. Естественно, после такого результата со скромной командой, менеджером заинтересовалась рыба покрупнее. Следующим клубом Эмери стала «Альмерия», а бедная «Лорка» вылетела в Сегунду Б в своём первом же сезоне без Эмери.
«Альмерию» в свой первый же сезон Эмери вывел в Ла Лигу. Унаи в то время начал активно применять свои тренерские методы, устраивая большие видеосессии вместе со своей командой, где они скрупулезно разбирали все игровые действия. Несмотря на то, что Унаи тогда было только 35 лет, все без исключения игроки восприняли его методы положительно. «Альмерия» не фиксировала игру команды на одном игроке, Эмери пытался построить команду, которая не будет зависеть от одного из лидеров. В том сезоне «Альмерия» поразила всех своей атакующей игрой, забив больше всех в Сегунде – 73 гола за сезон.
Тем не менее, Эмери предстояло совершить огромную работу перед сезоном в Ла Лиге. Клуб покинули 13 игроков, в том числе основной вратарь команды Сандер Вестервельд и лучший бомбардир Мичел, а Унаи пришлось собирать новую команду. Несмотря на эти трудности, баск имел огромную поддержку со стороны владельца клуба, который позволил ему совершить 14 трансферов, среди которых были небезызвестные ныне вратарь Диего Алвес, опорник Фелипе Мело и нападающий Альваро Негредо. Альваро забрали из «Кастильи», где он за сезон забил 18 голов. Даже если бы испанец забил в два раза больше, его шансы закрепиться в «Реале» были бы не менее призрачными, поэтому он резонно решил начинать с команд поменьше. Фелипе Мело тоже пришёл в «Альмерию» не от хорошей жизни – «Расинг» из Сантандера тогда испытывал серьёзные финансовые трудности, а Диего Алвес вообще не рассматривался в качестве основного вратаря, но сумел показать свои навыки при Эмери во всей красе.
«Альмерия» Унаи Эмери обладала составом, который мог бороться разве что за выживание в Ла Лиге, но он сумел выжать из той команды результат. Отличительной особенностью той «Альмерии» было минимальное количество забитых и пропущенных голов и большое количество ничьих. Прагматизм и чёткое следование своим методам помогли Эмери поднять команду на восьмое место в чемпионате, а Негредо стал лучшим бомбардиром «Альмерии» с 12 мячами.
Карьера Эмери развивалась очень быстро, и после такого результата с «Альмерией» он больше не мог тормозить свой прогресс. В сезон 2008/09 он вошёл главным тренером «Валенсии». Характерно, что «Альмерия» после его ухода также долго не продержалась в высшем испанском дивизионе – вылетела уже в 2011 году.
Первый сезон в «Валенсии» у Эмери выдался достаточно нервным: клуб испытывал финансовые сложности, болельщики были недовольны результатами команды, а в итоговой таблице «летучие мыши» расположились только на шестом месте. Следующий сезон прошёл уже гораздо успешнее: третье место в Ла Лиге, гарантирующее групповой этап ЛЧ в следующем сезоне, а также четвертьфинал Лиги Европы, в котором «Валенсия» проиграла будущему победителю турнира – «Атлетико» – только из-за правила выездного гола.
Сезон 2010/11 начался без Вильи и Сильвы, которые были проданы в «Барселону» и «Манчестер Сити» соответственно, но и без них в «Валенсии» хватало именитых игроков. Ворота защищал Висенте Гуаита, который до остановки АПЛ проводил отличный сезон за «Кристал Пэлас». Левая бровка была отдана Жорди Альбе, который, кстати, тогда играл ещё вингера, а не фулбэка. В центре поля феерил аргентинец Эвер Банега, который ещё сыграет ключевую роль в «Севилье» Унаи Эмери, а форвардом той команды был игрок, которого можно сравнить с хорошим вином – Ариц Адурис. Не стоит также забывать о хорошо известном российским болельщикам Алехандро Домингесе, Хуане Мате, который через два года уедет тащить «Челси», и о совсем молодом Иско, чьим контролем мяча через пару лет будет восхищаться вся футбольная Европа. Команда у Унаи Эмери тогда была более чем симпатичная.
В период работы в «Валенсии» Унаи стал широко известен европейской публике. В Испании тогда ещё тренировал Гвардиола, а также только-только в «Реал» пришёл Жозе Моуриньо – но пресса уделяла Эмери точно не меньше внимания, чем двум вышеупомянутым зубрам тренерского цеха. И Унаи было за что хвалить. Во-первых, он тогда показывал блестящую тактическую гибкость, особенно в матчах против топ-команд. Его называли лучшим тактиком в Ла Лиге. Во-вторых, его считали королём ротации (запомните этот пункт). Он не выпускал одинаковый состав на протяжении 75 матчей подряд, постоянно тасуя игроков и придумывая всё новые сочетания. Причём это была не ротация ради ротации, а действенный метод поддержания формы команды. В-третьих, его трансферы были точечными, но плохих покупок не было. Диего Алвес, Пабло Пиатти, Адиль Рами, Серхио Каналес – все они были частью системы баска, которая исправно работала. В-четвёртых, Унаи был хорошим психологом и умел мотивировать игроков. Роберто Сольдадо, например, проводил при Унаи сильнейший свой сезон, а Серхио Каналес воспрял после провального отрезка в «Реале». Ну и последнее – Унаи явно выжимал из всех своих команд («Валенсия» не исключение) максимум, он всегда в какой-то степени оверперформил.
По окончании сезона 2011/12 Унаи покинул «Валенсию», заняв с ней очередное третье место. Казалось бы, теперь карьера Эмери пойдет по восходящей, ведь он всё ещё был очень молодым по европейским меркам специалистом. Но Унаи совершил первую ошибку в своей карьере – уехал тренировать в Россию. «Спартак» предложил Эмери зарплату в два раза больше той, что он имел в «Валенсии» – и соблазн оказался слишком великим. Вряд ли Унаи мог представить, что «Спартак» – самый тяжелый клуб для тренеров в России. По сути, приговор Эмери подписал себе ещё в самом начале сезона, когда он по очереди приглашал игроков себе в кабинет, говоря каждому: «Ты особенный игрок, я на тебя рассчитываю. Остальные пока не дотягивают до твоего уровня». Унаи не учёл особенности коммуникации в футбольных командах России, где игроки общаются друг с другом и вне футбола, в отличие от Европы, где игроки чётко отделяют футбол и остальную жизнь. Игроки быстро просекли мотивационную модель общения Эмери, а руководство клуба быстро нащупало рычаги давления на тренера в случае плохих результатов, и Унаи особо не дали шансов реабилитироваться после провальной первой части чемпионата – баск покинул «Спартак» со скандалом, о котором вы и сами всё знаете.
Увольнение Эмери из «Спартака» показало, что тренерские методы Эмери можно было перенести далеко не на все команды. Но, как бы там ни было, Унаи быстро оправился от неудачи в московском клубе, возглавив зимой 2013 года «Севилью» и приведя её в первые же полгода к титулу Лиги Европы. В «Севилье» Эмери составил эффективную связку со спортивным директором Рамоном Мончи, сумев открыть футбольному миру таких игроков, как Иван Ракитич и Карлос Бакка. Ракитич вообще стал символом той «Севильи», играя значительную роль в каждом из трёх походов севильской команды за титулом Лиги Европы. Апогеем тренерской одержимости Унаи Эмери стала победа в финале Лиги Европы над «Ливерпулем» Юргена Клоппа со счётом 3:1. Несмотря на то, что «Ливерпуль» тогда ещё не был той машиной, которой он является сейчас, ту победу для команды Эмери можно считать поистине выдающейся.
Несмотря на то, что Эмери добился впечатляющих результатов с «Севильей», его ротационные методы уже начали становиться всё более странными. Чиро Иммобиле вспоминает: «В «Севилье» мне было некомфортно, мне давали немного шансов. В январе я собрался уходить, но Эмери попросил остаться. Я сразу забил два мяча, но Эмери снова вывел меня из состава. И я осознал, что он вообще ничего не соображает».
Тем не менее, три подряд титула Лиги Европы опять приблизили Эмери к категории топ-тренеров. Летом 2016 года он возглавил «ПСЖ». Но в парижском клубе ему не удалось отличиться со знаком плюс. В первый же сезон Унаи умудрился упустить чемпионство, проиграв гонку хоть и талантливому, но не такому богатому «Монако», а также запомнился тем, что в первом раунде плей-офф Лиги Чемпионов после первого матча с «Барселоной», в котором парижане выиграли 4:0, растерял всё преимущество, не сумев правильно настроить свою команду на ответный матч. Баску так и не удалось выстроить правильный микроклимат в раздевалке, а с приходом Неймара Эмери окончательно потерял все нити управления в команде. Руководство в нём разочаровалось, и после очередного вылета в 1/8 ЛЧ объявило о том, что Унаи покинет команду по окончании сезона.
Но самый сложный период Эмери предстоял, когда он поставил свою подпись под контрактом с «Арсеналом» летом 2018 года. Венгер ушёл после 22 лет в клубе, и его уход не сулил совсем ничего хорошего. Первый сезон прошёл достаточно спокойно: от Унаи особо не требовали результатов, он брал очки там, где это было необходимо, иногда даже обыгрывая прямых конкурентов по таблице. Приятным бонусом стал выход в финал Лиги Европы – Эмери стал первым тренером, кому удалось достичь четырёх финалов Лиги Европы. Финал же был просто позорно слит одному из принципиальных соперников – лондонскому «Челси». С того проигрыша и начался жёсткий кризис в лондонской команде.
В начале нынешнего сезона Эмери не смог встроить в команду главное летнее приобретение – Пепе, раз за разом оставляя его не скамейке. Сезон начался неплохо для «Арсенала», но затем начались неудачи. Дошло до десятиматчевой безвыигрышной серии, и тут Унаи окончательно поплыл. Он начал бешено и хаотично ротировать и без того разбалансированный состав, каждый матч придумывая всё более безумные схемы. Дошло до того, что игроки перестали следить за сумасшедшим ходом мыслей своего тренера и стали играть от себя. В итоге, даже по телевизионной картинке было видно, что у «Арсенала» вообще нет никакого плана на игру. В конце ноября испанца уволили. Эмери сразу же заявил, что из него сделали козла отпущения, а затем и вовсе заявил, что во всех неудачах виновата его бывшая подруга, расставание с которой отрицательно повлияло на Эмери. Сейчас же тренер говорит о том, что вёл переговоры с «Эвертоном» и что они якобы не отказывали ему. Достаточно странное заявление, учитывая то, что «ириски» остановились на кандидатуре Карло Анчелотти. Скорее всего, Эмери просто был запасным аэродромом на случай отказа папы Карло.
Тренерский путь Эмери напоминает американские горки: вслед за оглушительным успехом всегда шёл не менее оглушительный провал. Отчасти, эти провалы связаны с тем, что Эмери вообще не умеет работать с большими командами, отчасти – из-за его собственной одержимости, когда он за тактическими схемами не может разглядеть психологических проблем в команде. Эмери не подходят большие команды, потому что он не умеет справляться с давлением в них. Ему нужны средние команды, от которых ничего не ждут, с такими клубами он может давать результат. Он, безусловно, хорош в определенных тренерских аспектах, но провалы с топ-клубами не дают ему перейти из категории просто хороших тренеров в категорию тренеров с приставкой «топ». Поэтому очень сомневаюсь, что мы ещё когда-нибудь увидим Унаи в топ-клубе.