Пандемия коронавируса, бессрочно заморозившая футбол, сильно бьёт по благополучию многих клубов. Не все игроки соглашаются на понижение заработных плат – и такая ситуация приводит к печальным последствиям.
Семикратный чемпион Словакии ФК «Жилина», идущий на втором месте в чемпионате, на своём сайте объявил о том, что запущенный с 1 апреля процесс ликвидации может смягчить различные нагрузки, при которых придётся работать в ближайшем будущем.
Почему это произошло
В «Жилине» подчеркнули: «Стратегия финансирования клуба основана на выручке от продажи игроков. Бюджет на 2020 год строится на доходах от трансферов за летний трансферный период. Сегодня более чем вероятно, что доход от летних трансферов будет близок к нулю».
Последняя крупная сделка была в конце января – «Фейеноорд» за 4,6 млн евро приобрел форварда Роберта Боженика, за которым следили скауты московских ЦСКА и «Динамо». Словаки согласились на рассрочку и пока получили только 1/10 часть суммы из Голландии.
«Жилина» позиционирует себя как традиционных и успешный клуб, чьи ценности заключаются в развитии детских талантов и доведении их до обеспеченной жизни во взрослом футболе. Большая часть денег уходит на зарплаты футболистов – и в сложившейся сегодня чрезвычайной ситуации клуб направил игрокам предложение о временном снижении базового заработка.
«Игроки с профессиональными контрактами могут проявить солидарность, особенно с людьми, которые были вовлечены в их обучение, которые предоставили им услуги и условия», – заявлено на клубном сайте.
Также руководство клуба, чувствуя ответственность за коллег, рассказывает о кадрах на балансе: 36 постоянных сотрудников, 17 человек трудятся по договорённости, 50 самозанятых тренеров, массажисты, физиотерапевты и 51 профессиональный игрок. В первую очередь заботятся о персонале и игроках с невысоким заработком.
Отвечая на предложение сократить доходы, лидеры главной команды объявили о том, что будут общаться об этом с президентом Профсоюза Яном Мухой (с 2002-го по 2005-й он защищал ворота «Жилины», а в середине следующего десятилетия выступал за «Крылья Советов» и «Арсенал»).
Клуб считает такую позицию неуместной и несправедливой – она приводит к ликвидации «Жилины». При этом, как написано на сайте клуба, статус ликвидируемой компании никак не ограничит её спортивную деятельность, включая участие в национальных и международных турнирах.
Как «Спартак» дымил в Жилине
«Жилина» несколько раз играла в товарищеских матчах с нашими клубами, но многие российские болельщики должны помнить её по сезону-2010/11, когда словацкая команда оказалась в одной ЛЧ-группе с «Челси», «Марселем» и «Спартаком».
Команда Карпина была в хорошем настроении: 15 сентября на «Велодроме» Аспиликуэта из «Марселя» чётко замкнул прострел Дмитрия Комбарова и принёс гостям три очка.
28 сентября 2010-го «Лужниках» красно-белые победили «Жилину» со счётом 3:0 – Ари сделал дубль, Ибсон поставил точку, а Василий Уткин в блоге «Русский бомбардир» выкатил текст с заголовком «Ари, Ари – моя звезда». Для словаков этот матч был важен тем, что у них на майках впервые появился спонсор – производитель туалетной бумаги Lambi.
Впервые за 10 лет спартаковцы одержали крупную победу в ЛЧ – до этого громили «Арсенал» (4:1) осенью 2000-го.
Далее команда Карпина дважды уступила «Челси» (0:2 с голом Жиркова и 4:1 с дублем Ивановича, когда великий гол Баженова ничего не решал), потом получила 0:3 от «Марселя» в Москве (Вальбуэна открыл счёт) и собралась в Жилину. Там-то и надымили 8 декабря 2010 года.
Тихонов говорил, что «Жилина» – даже не уровень Лиги Европы, Титов уже видел спартачей в весенней части еврокубков. На стадионе «Под Дубнём» (там сборник Широков год спустя заряжал про «колхоз») в тот день стоял густой туман, и представитель местной команды напевал про «туманы над рекой» из «Катюши». Баженов гулял в красивом костюме, но так и не сыграл, а победу красно-белым принесли Алекс и Ибсон, ответившие на гол Майтана.
В Глазго нас судит голландец Kevin Blom. Судил тяжелейший матч в Жилине, когда убили Егора Свиридова. Провёл достойно, хоть и удалил Ибсона.
— Андрей Меркин (@wasy_invalid) October 22, 2018
Я был на той игре.
Рефери увёл команды с поля, после известных событий, но потом вернул и доиграл матч. Респект. Фартовый для России судья. pic.twitter.com/7cuaJPoVcs
Результат этого матча обсуждали в последнюю очередь, так как в самом его начале приехавшие в Словакию болельщики «Спартака», помня о резонансном убийстве в Москве Егора Свиридова, который тоже собирался в Жилину, мощно зажгли пиротехнику, кидали её на поле, выбегали туда и вынудили арбитра Блома остановить встречу на 25 минут. Комментатор Трушечкин пошёл выяснять, что будет с футболом дальше. Штранцль и другие игроки подходил к трибуне и просили успокоиться. Игра возобновилась в 23:11 по Москве.
«Жилина» закрыла группу с разницей мячей 3:19, «Спартак» с 3-го места попал в 1/16 ЛЕ, дважды обыграл «Базель», затем два раза шлёпнул «Аякс», а в четвертьфинале были «Порту» и Фалькао, который к нам не поедет (5:1 и 2:5).
Но главное – «Спартак» по итогам выезда в Жилину попал в скандал и ещё легко отделался – лишь штрафом в размере 75 тысяч евро. Ловчев называл это позорищем. Тренер Карпин говорил, что нужны законы и желание работать с фанатами. Штранцль знал, из-за чего всё случилось, но аккуратно раскритиковал поступок болельщиков, потому что это создало проблемы для многих (беспокоил тот факт, что Россия на днях получила ЧМ-2018). Федун заявил о том, что на матч приехали люди из Сербии и Польши, добавив градуса, и принимающая сторона не уделила внимание мерам безопасности.