Поздним вечером в субботу от коронавируса скончался бывший президент «Реала» – Лоренсо Санс. В одну из клиник Мадрида он попал на прошлой неделе, но до последнего не хотел вызывать скорую помощь, поскольку считал, что есть люди, которые в ней нуждаются больше.
Ситуацию Санса осложняли гипоксия (снижение кислородной ёмкости крови), сахарный диабет предпоследней стадии и высокая температура. К тому же он находился в группе риска среди зараженных пандемией, поэтому врачи не давали никаких шансов и надеялись на чудо.
На посту президента Санс работал с 1995 по 2000 годы. За это время он выиграл две Лиги чемпионов, один чемпионат Испании, один Межконтинентальный кубок и один Суперкубок Испании. Именно Санс стал тем человеком, который передал «Реал» в руки Флорентино Пересу.
Президент, изменивший историю «Реала»
Ограничивать вклад Санса пятилетним периодом, в котором он рулил клубом из белой части столицы Испании, было бы огромной несправедливостью. В конце концов, не надо забывать, что будущий функционер занимал пост директора «Реала» с 1985 года и дослужился до босса.
Санс помогал Рамону Мендосе, которого позже и заменил примерно так же, как Жоан Гаспар – Жозепа Нуньеса в «Барселоне», Энрике Сересо – Хесуса Хиля в «Атлетико» или Педро Кортес – Пако Роига в «Валенсии». Это не просто ещё одна должность в штате, а главный советник.
Вклад Лоренсо Санса в историю Реала. pic.twitter.com/noKXWkSFaX
— Великий Серхио Рамос (@GranSergioRamos) March 22, 2020
И не вина Санса, что Мендоса загнал «Мадрид» в глубокую яму: сначала клуб испытывал серьёзные проблемы по части финансов, а позже всего во второй раз в истории умудрился не пройти в основную сетку еврокубков. Так, Лоренсо приступил к своим обязанностям на ответственном посту.
Стратегическим успехом для Санса оказался прорыв в Лиге чемпионов (пусть тогда турнир и назывался по-другому), которую «Реал» не выигрывал с 1966 года. В финале против «Ювентуса» удалось не только завоевать титул, но и запастись кредитом доверия от болельщиков.
Очень правильно считать Санса тем, кто больше остальных повлиял на современную историю мадридцев. Он хоть и принёс в клубный музей два самых престижных трофея, но газета «AS» не ошибается, когда называет Лоренсо – мистер Септима, седьмой Кубок чемпионов.
? ¡Buenas noches!
— Diario AS (@diarioas) March 21, 2020
?️ Esta es la #PortadaAS de mañana pic.twitter.com/suDWHw3Qnr
Без денег Переса, но с интуицией
Одним из главных решений Санса на посту президента стало назначение на тренерское кресло Фабио Капелло. И пусть их сотрудничество было недолгим, зато крайне плодотворным. Итальянец скинул «Атлетико» с трона, сдержал «Барселону» и вернул «Реалу» золото Испании.
Потом Капелло вновь уехал в «Милан», но от работы с Сансом у Фабио остались только лучшие воспоминания: «Мне было комфортно трудиться на благо клуба вместе с Лоренсо. У него, может, и не было финансовой мощи, как у Флорентино Переса, но была футбольная интуиция».
В чем это выражалось? В том, что президент комплектовал состав, основываясь не на ценнике и популярности игрока, а на перспективах его роста. Так, именно Санс привёз на «Сантьяго Бернабеу» Предрага Миятовича, Роберто Карлоса и Мичела Сальгадо, ставших настоящими легендами.
Более того, для Санса футболисты не были инструментом для выкачивания денег у спонсоров, они в буквальном смысле становились родственниками. Миятович и Карлос, например, называют Лоренсо вторым отцом, а Сальгадо вообще взял в жены одну из его дочерей – Малуму.
Разумеется, были у Санса и кадровые промахи. Самым вопиющим, пожалуй, является рекордный трансфер Николя Анелька за 35 млн евро. Через офис Лоренсо проходили и пассажиры вроде Федерико Магальянеса и Деяна Петковича. Впрочем, они были одиноки в своём роде.
Санс любил вести переговоры и наблюдать за игроками. Президент часто повторял: «Мои закатанные рукава означают, что собираюсь подписать любого футболиста за 24 часа». Следует полагать, трансферы Миятовича, Карлоса и Сальгадо оформлялись как раз с закатанными рукавами.
Кумовство и подозрения в коррупции
Наверное, нет ничего удивительного в том, что глава одного из лучших клубов в истории футбола замечен в использовании своего служебного положения. Санс – никакой не святой, конечно, особенно на фоне своих коллег – Хесуса Хиля из «Атлетико» и Мануэля Руиса де Лоперы из «Бетиса».
Аккурат во время своего правления на «Сантьяго Бернабеу» Лоренсо принялся активно устраивать своих детей. Всех своих троих сыновей он пристроил в «Реал»: Фернандо и Пако вышли из «Ла Фабрики» (первый даже поиграл в первой команде), а Лоренсо стал баскетболистом.
С Фернандо у Санса, наверное, связаны наибольшие ожидания. Дело в том, что доигрывать он уехал в «Малагу», где оставил след в истории клуба. Почему именно «Малага»? Есть мнение, что Лоренсо подобным образом хотел прощупать почву для дальнейших действий.
А Санс всего лишь хотел приобрети контрольный пакет акций «Малаги», что он в итоге и сделал. Президентом становиться он не имел права, поскольку у него были обязательства перед «Реалом», поэтому в комфортное кресло он посадил все того же Фернандо, искавшего себя в новой роли.
Одному из сыновей Санса удалось вернуть «Малагу» в высший дивизион Испании, но на этом скачок в развитии приостановился. Клуб с берегов Коста-дель-Соль находился в подвешенном состоянии, пока в 2010-м году Лоренсо не продал его катарскому шейху – Абдулле Аль-Тани.