В последние пару лет Гарет Бэйл превратился из травматичной звезды в самого ненавистного игрока испанской столицы. Слухи о незнании испанского, фанатичная любовь к гольфу, провокационный баннер после выхода на Евро, свист с трибун и саркастичная улыбка на разминке – болельщики лишь сильнее разъярились против валлийца, когда он не ушёл из «Реала» прошлым летом. Зинедин Зидан подтвердил переговоры с китайским клубом и предположил, что так будет лучше для всех, но Бэйл остался и снова свёл с ума фанатов, покидая «Сантьяго Бернабеу» прямо во время матчей.
Одноклубники лишь добавили напряжения историями, как вингер пропускает командные ужины, чтобы пораньше лечь спать. Психологическая стойкость Гарета вызывает восхищение – он не прогнулся и не сбежал из «Реала», несмотря на кризис в отношениях с тренером и болельщиками. Такой менталитет легко объяснить – на стороне Бэйла ведёт переговоры упрямый и жесткий основатель лондонского агентства Stellar Group Джонатан Барнетт. 70-летний британец держится в тени и не привлекает столько внимания, как скандалист Мино Райола или манипулятор Жорже Мендеш, но именно его Forbes признал самым влиятельным агентом 2019 года.
Барнетт заключил контрактов на сумму 1 миллиард и 180 миллионов евро, а его агентские выплаты могут вырасти до 180 млн в зависимости от достижений игроков. Stellar Group представляет Сауля Ньигеса, Люка Шоу, Рубена Лофтус-Чика, Джордана Пикфорда, Макси Гомеса и Джо Харта, а Бэйл сотрудничает с агентством с 15 лет. «Мы сели и поговорили с его родителями, распланировали будущее и согласовали контракты, – объяснил Барнетт. – Он один из самых приятных людей, что я знаю. Тихий, семейный человек. Он много работает, жертвует деньги на благотворительность и любит Мадрид. Мне больно, что о нём говорят».
Неудивительно, что агент так агрессивно защищает клиента – Барнетт создал тот бренд Бэйла, который в 2013-м сделал его самым дорогим игроком мира. В то время Джонатан так же жёстко пробивал трансфер валлийца в «Реал» за 100 млн евро, как сейчас пытается спасти его карьеру в Испании. «Бэйл очень расстроен тем, что сказал Андре Виллаш-Боаш, – сказал агент, когда тренер «шпор» опроверг слухи о «Реале». – Он даже думает о том, чтобы не тренироваться на этой неделе». Как только Флорентино Перес сделал предложение «Тоттенхэму», Барнетт выложился по полной, чтобы сделка состоялась.
Внук польского иммигранта и прихожанин лондонской синагоги Сент-Джонс-Вуд вырос на Бэйкер-Стрит и начал карьеру в казино Curzon House Group, где работал его отец. О детстве Барнетта известно лишь, что он вырос в консервативной семье и впитал принципы, которых придерживается и в бизнесе, и в личной жизни: «Если стараешься изо всех сил, остаёшься искренним и честным, то рано или поздно у тебя всё будет хорошо. Я учу этому своих сыновей и внуков. Неважно, сколько денег принесёт мне человек, но, если он расист или придерживается взглядов такой направленности, я не буду работать на него». Он больше гордится происхождением и тремя детьми, чем богатыми контрактами для футболистов, хотя именно такое отношение к жизни создало ему репутацию среди агентов.
Барнетт – респектабельный член лондонского иудейского сообщества. Дискриминация евреев в британском спорте – единственная тема, которую он поднимает так же охотно, как талант и достижения Бэйла: «В стране живут примерно 65 миллионов человек, и среди них меньше 300 тысяч евреев. Неудивительно, что среди них мало спортсменов – они не могут появиться чисто пропорционально. Но люди не до конца понимают, как много агентов-евреев работают в спорте, их процент велик». Как олдскульный бизнесмен из американских фильмов, он чётко разграничивает работу и духовное обогащение: несколько раз в неделю летает в Испанию к клиентам, но всегда посвящает пятницу семье и жертвует значительную часть зарплаты на благотворительность.
О его агентстве известно немного, но скрытность и отсутствие показухи убеждают клиентов Барнетта, что ему можно доверять. Он основал Stellar Group с другом и партнёром Дэвидом Манассией в 1994 году и скоро заполучил первую мировую знаменитость – крикетиста Вест-Индии Брайана Лару. Следующим шагом на пути к успеху Джонатана стал промоушн чемпиона мира по боксу в тяжёлом весе Леннокса Льюиса. Из этого спорта агент позаимствовал метод переговоров: он защищает клиентов до последнего, отвлекает внимание от их ошибок и находит виноватых. С 1990-х Stellar Group постоянно разрасталась и постепенно сосредоточилась на футболе. Первыми известными клиентами агентства в АПЛ стали Ричард Райт, Ледли Кинг и Кирон Дайер, после чего Барнетт отвоевал себе место на британском рынке.
Единственный скандал с его участием случился в середине 2000-х, когда Джонатан втайне организовал переговоры защитника «Арсенала» Эшли Коула с «Челси». По правилам футболисты должны сообщать своим клубам о любых контактах с конкурентами и не могут заключать договоренности без уведомления всех сторон. Барнетт обошёл «Арсенал», который не хотел продавать талантливого англичанина принципиальному сопернику, и привёз его на встречу с главным тренером «Челси» Жозе Моуринью и исполнительным директором клуба Питером Кеньоном.
Ashley Cole signs for Chelsea in 2006. He has won 9 Trophies with us and regarded as the Best LB in Chelsea's history pic.twitter.com/v8lrDiNONP
— Chelsea Memories (@ChelseaMemory) December 13, 2013
Летом 2006-го трансфер всё-таки состоялся, но дисциплинарная комиссия ФА назвала Барнетта основным организатором неправомерных переговоров. По итогам расследования агента оштрафовали на 100 тысяч фунтов и на год отстранили от футбольной деятельности. Колумнист Evening Standard назвал Джонатана «агрессивным человеком, который заботится о числах и сочетает жёсткие методы с любовью к роскошной жизни». Медиа выставили его злодеем, однако Барнетт не считал себя виноватым: «Я сделал то, что было нужно клиенту. Я представлял Эшли Коула. Время и его достижения в «Челси» доказали, что мы приняли правильное решение».
Барнетта можно обвинять в изворотливости и тайных интригах, но это свойства его профессии, а футболисты довольны тем, что для них делает пожилой хитрый бизнесмен. Нужно обладать решительностью и характером, чтобы выдвигать условия Дэниэлу Леви и Пересу, а Джонатан не раз делал это за последние 10 лет. Он не боится и авторитетных тренеров – в 2015-м досталось Карло Анчелотти, который попросил Барнетта не лезть в дела «Реала»: «Я проанализировал ситуацию в команде и пришёл к правильным выводам. Мистер Анчелотти взъелся на меня, но я всё ещё агент, а он больше не работает в «Мадриде». Так что только один из нас был прав».
В том же интервью The Guardian Барнетт настолько резко отреагировал на сравнения Бэйла с Криштиану Роналду, что самому валлийцу пришлось выступить с заявлением. Гарет заверил, что хорошо относится к португальскому одноклубнику. Тогда же поползли слухи о том, что валлиец недоволен хищными методами Барнетта и расстанется с ним, но прошло пять лет, а Бэйл всё ещё дорожит агентом и играет за «Реал». «Фанаты ведут себя отвратительно, – не сдержался Джонатан в прошлогоднем интервью talkSPORT. – Позор, что они освистывает его после всего, что он сделал. Большинство великих игроков «Реала» освистывали: Рауля, Роналду, бразильского Роналдо, Зидана. Я думаю, это неправильно».
С тех пор Барнетт чуть не организовал рекордный трансфер Гарета в китайский клуб, а когда сделка сорвалась, снова встал на защиту клиента в «Реале». Наверняка люди вроде него нервируют топ-клубы, но Бэйл вряд ли мог мечтать о лучшей поддержке – Джонатан на 100 процентов оправдывает роскошные комиссионные лояльностью и принципиальностью. В мире рекордных трансферов и огромных потоков информации агенты вроде Барнетта уже превратились в устойчивую силу, с которой приходится считаться даже «Реалу».