Аренда Александра Кокорина в «Сочи» неожиданно стала самым громким футбольным событием января. Впрочем, «Зенит» далеко не в первый раз поджигает фитиль в логове своих ненавистников.
Практически каждое трансферное окно клуб проворачивает громкие сделки, но некоторые из них откровенно с душком. Пожалуй, аренда Кокорина в «Сочи» не войдёт даже в пятёрку самых омерзительных сделок. Вспомним, кто в топе за всю историю.
5. Артём Дзюба, 2015 год (из «Спартака» в «Зенит»)
В январе 2015-го Артём Дзюба окончательно разругался со «Спартаком» и за полгода до конца действующего контракта договорился с «Зенитом». Фан-движение питерцев так и не приняло игрока, хотя градус ненависти после чемпионата мира, казалось, и упал до нуля. Фанаты «Зенита» в 2015 году оскорбляли Дзюбу с первого же матча, но голы бомбардира постепенно исправили ситуацию. Основной претензией к Дзюбе со стороны питерцев были громкие интервью нападающего.
«Я – спартаковец. Выходя против «Зенита» и ЦСКА доказываю, что для меня это – враги номер один», – так Артём говорил в интервью «Спорт-экспрессу», будучи в «Спартаке».
Спустя пять лет Дзюба остаётся центральной фигурой в клубе, но теперь мало кто осмелится его ругать. В 2020 году за одну кричалку вполне можно лишиться свободы.

4. Иван Новосельцев, 2016 год (из «Ростова» в «Зенит»)
В 2016-м и 2017-м питерцы разобрали на молекулы невероятную ростовскую банду Курбана Бердыева. Великий тренер собрал из средних игроков безумно крепкую команду, которая дошла до Лиги чемпионов и едва не забрала золотые медали в РПЛ. В Санкт-Петербурге явно переоценили мастеров с Дона и взяли их оптом за копейки. Почему за копейки? Каким-то волшебным образом действующие контракты Дмитрия Полоза и Александра Ерохина перестали действовать.
Тогда в команду перешли, помимо Полоза и Ерохина, Терентьев и Мевля, но всю эту массовую закупку лучше других характеризует трансфер Ивана Новосельцева.
Футболист перешёл в команду в 2016 году в статусе самого талантливого российского защитника и игрока сборной. Казалось, цена на него должна быть в районе 10 миллионов евро, но для «Зенита» свои условия – 8 миллионов рублей и по рукам.
Новосельцев получил солидный контракт и практически перестал играть в футбол. Василий Уткин позже пояснил, что на самом деле Иван перешёл в Instagram. Его стильные «луки» до сих пор выделяются среди футболистов. Сегодня же Иван там, где и должен быть Кокорин – в «Сочи».

3. Алексей Сутормин, 2018 год (из «Оренбурга» («Рубина») в «Зенит»)
Ещё одна прекрасная сделка, характеризующая российский футбол. Сутормин всё лето 2018 года никак не мог понять своё будущее. Полузащитник вроде бы перешёл в «Рубин», провёл за него товарищеский матч, но не пробыл в команде и двух недель, как оказался в «Зените». Стремительный карьерный рост!
Учитывая предыдущие подвиги «Зенита» на трансферном рынке, эта сделка никогда бы не вошла в топ скандалов, но всё изменила трансферная стоимость Алексея. Сутормин – не уровень Новосельцева. Всего 50 тысяч рублей.
Самое страшное – академии и тренеры, воспитавшие Сутормина, по закону получают процент именно от этой суммы. В итоге на счёт академии «Волгаря», подготовившей игрока для лучшей команды страны, упало около 500 рублей.
Позже главный тренер «Зенита» Сергей Семак заявил, что его не смущает то, что игрок топ-уровня по меркам РПЛ переходит в клуб по цене телевизора.
«Угрызения совести? За то, что он выбрал «Зенит» и перешёл сюда? 50 или 100 тысяч за него отдали — меня это абсолютно не волнует», – из интервью «Чемпионату».

2. Мигель Данни, 2008 год (из «Динамо» в «Зенит»)
Питерский клуб ещё 12 лет назад мог спокойно выложить 30 миллионов евро за одного игрока – по тем временам космические деньги. В случае с Мигелем Данни вопросов к питерцам не было. Команда оформила всё по закону – договорилась с игроком и выплатила сумму отступных.
Двенадцать лет назад «Зенит» ругали не за махинации при сделке, а за то, что команда якобы взрывает рынок. Для понимания ситуации – три самых дорогих трансфера 2008 года: Робиньо (43 млн), Бербатов (38 млн) и Дани Алвес (32 млн). Данни был четвёртым.
Добавляли негатива при сделке и особенные отношения Данни с фанатами «Динамо». Португалец был настоящим кумиром для бело-голубых. Особенно когда сделал красивую татуировку с эмблемой клуба. После перехода в «Зенит» Данни объяснил, что «Д» на руке вовсе не «Динамо», а просто первая буква его имени.

1. Владимир Быстров, 2009 год (из «Спартака» в «Зенит»)
Пока вечное Гран-при РПЛ. В 2005 году футболист с огромным скандалом перешёл в «Спартак», разругавшись с тренером Властимилом Петржелой. А окончательно уничтожил себя для питерских болельщиков тем, что признался в любви к красно-белым. В одном из матчей даже целовал футболку с «ромбиком», хотя после возвращения в «Зенит» это опровергал.
В 2009-м в разгар чемпионской гонки, в которой «Спартак» был главным фаворитом, полузащитник перешёл в «Зенит».
Тогда фанаты «Зенита» не стеснялись в выражениях, Дзюбе такие оскорбления и не снились. А травля Быстрова продолжалась практически до его ухода из клуба в 2014 году. Для понимания градуса ненависти – фанаты питерского клуба благодарили игрока «Анжи» Одила Ахмедова за то, что он нанёс тяжёлую травму Быстрову.

Владимир до сих пор остаётся уникальным футболистом, которого ненавидели больше других в «Спартаке» и «Зените», но, возможно, он просто стал жертвой. Поговаривают, что историю с возвращением футболиста в Санкт-Петербург решил один телефонный звонок человека, которому не отказывают…