Самая удивительная новость чемпионата.
В понедельник неожиданно бахнуло в «Сочи»: Курбан Бердыев, который совсем недавно приехал из Ирана, чтобы строить на юге России новый большой проект, покинул свой пост. Без предварительных слухов и инсайдов – просто ушел одним днем, и все.
Сложно представить что-то более удивительное в этом сезоне РПЛ. Football24.ru рассуждает, как такое могло произойти.
Бердыева не уволили, он ушел сам
Сразу не верил в версию, что Бердыев был именно уволен из «Сочи». Это бы означало, что в клубе решения принимает игрушечный шар с предсказаниями.
Увольнение победителя «Барсы» прямо сейчас – глупость. Да, «Сочи» проиграл 3 матча из 5, причем, очень обидно и больно. Но зато обыграл двух топов – «Динамо» и ЦСКА.
Тут важно помнить, что осенью «Сочи» тоже лихорадило – команда явно перевалила свой пик и нуждается в чистке состава. Лидеры достаточно возрастные (хотя Нобоа, кажется, в нынешней РПЛ может забивать до 50 лет), а восполнить уход сильных иностранцев - Кассьеры и Родригао – на трансферах так и не удалось.
Весну «Сочи» однозначно воспринимал как период трансформации – и подготовку базы для летнего усиления. Иного варианта просто не могло быть.
В таком контексте даже три поражения в пяти матчах (тем более при победах над топами) – это вообще не проблема. Это данность. В том самом «Ростове», который обыгрывал «Баварию», Бердыев в первом сезоне с трудом спасся от вылета – и не давал моментального результата.
Чудо началось во втором сезоне.
Руководство «Сочи» все это не могло не понимать. Там не глупые люди работают, которые вместе с Федотовым создали топ-проект по меркам РПЛ всего за три года. Что важно: с минимальными трансферами.
Поэтому логично, что Бердыев ушел сам. Возможно, после неприятного разговора с руководством, но психанул именно он. Почему?
Хороший вопрос для «Что? Где? Когда?». Можно только теряться в догадках: ссора в беседе с Ротенбергом-старшим, предложение родного «Рубина» в ФНЛ или просто эмоциональное помутнение художника.
С Бердыевым всегда так загадочно. Вспомните историю, как он договорился со «Спартаком», а в последний момент все отменил – и получил легендарную смс-ку от Федуна.
Принципы и догма
Назначение Бердыева в «Сочи» изначально выглядело спорно. Он тренер больших побед и славной истории, но его второй заход в «Рубин» поставил важный вопрос о современности его идей.
Футбол стремительно меняется каждые 10 лет. Когда-то новые взгляды должны были дойти и до РПЛ: в этом сезоне мы видим, что стало гораздо больше прессингующих и ставящих на контроль мяча команд.
В Европе большинство тренеров типажа Бердыева уже давно на спаде. Яркий пример – Моуринью, который с каждым разом уходит в команды ниже уровнем. Симеоне переживает тяжелый период в «Атлетико», Конте провалился в «Тоттенхэме».
Проблема оборонительного футбола в том, что его принципы меняется заметно меньше. Пока Гвардиола устраивает революцию в тактике каждый полгода, игра низким блоком претерпевает минимальные изменения. Есть ощущение, что эти осторожные принципы, приносившие несколько лет назад титулы, теперь становятся вредоносными догмами для их создателей.
Люди продолжают верить в модель, которая уже изучена и всем понятна. В том числе и в плане противодействия. Пока молодые атакующие тренеры в этот момент пробуют искать новые ходы, удивляющие соперников.
Есть ощущение, что Бердыев – одна из жертв движения этих тренерских тектонических плит.
Что ждет «Сочи»
Клуб оказался в плену поспешной отставки Гаранина, который начинал сезон. У него явно были проблемы (и судя по интервью тренера, эти полгода его самого вымотали), но идеи «Сочи» не выглядели безнадежно. Команда побеждала «Динамо», громила «Локомотив».
Ключевой, казалось, должна была стать именно трансформация состава. Трансферы, которых не хватало.
Сейчас «Сочи» совсем запутался. Потому что Хохлов, пришедший в клуб только зимой, – точно не постоянный вариант. Нет должного опыта, идей и статуса. Плюс важна – идеологическая проблема.
Начинал сезон «Сочи» с тренером, строившим смелый футбол с высоким блоком обороны, продолжал тренер оборонительной формации, а что теперь? Это главный вопрос.
Потому что еще одна ошибка может ввести проект в зону турбулентности, из которой будет не так просто выбраться.