Валерий Карпин продолжает говорить о том, что вопросы по вратарям ему задавать не стоит. Теперь за них в ответе в сборной России Виталий Кафанов, который хочет вызывать на сбор по семь голкиперов, но пока ограничивается пятью. Суммарно за два сбора было приглашено семь вратарей. Добавим сюда Шунина, который стоял на Евро, и Джанаева, про него говорил сам Кафанов. Получаем фактически десятку вратарей, но ни одного надёжного первого номера.
Если копнуть глубже в заявки многих клубов РПЛ, то вырисовывается корень проблемы, о котором почему-то не говорят. Новое поколение российских вратарей растёт в тотальном комфорте с 20 лет, а всё – из-за отсутствия амбициозных дублёров. Посмотрим на примерах.
Пассивные дублёры
Все уже привыкли, что в условиях лимита на легионеров вратарская позиция должна быть с российским паспортом. С течением времени мы получаем деградирующее поколение вратарей из-за того, что россиянин под первым номером условно слабее, чем должен быть вратарь топ-клуба даже на уровне РПЛ. Но и это не самое страшное.
Теперь в РПЛ подросло поколение более хитрых вратарей – теневых героев. Они много тренируются, имеют большие и долгосрочные контракты, раз в год дают интервью о своём желании выиграть конкуренцию, но про них все быстро забывают. Они совершенно не напрягают первых номеров, которые продолжают играть всё хуже и хуже. Замкнутый круг.
Легкий пример на поверхности – Александр Максименко. Вратарь запускает нелепый гол от Глушакова, затем привозит в игре с «Наполи». Ладно бы это был временный спад, но это – реальный уровень. У Максименко каждый сезон много результативных ошибок, его нет среди лидеров РПЛ ни по одному из статистических показателей. Например, в нынешнем рейтинге SofaScore Максименко занимает 17-е место из 20-ти вратарей, выходивших на поле в РПЛ. При этом никто даже и думать не смеет об альтернативе.
А кто там на замене? Селихов сидит на лавке уже не первый год. При этом никаких травм уже нет, осенью он 6 раз попадал в заявку основы красно-белых. Вратарь грозился покинуть клуб, чтобы играть в футбол, но служба идёт, зарплата капает до середины 2022 года, а Александра Максименко беспокоить не стоит. Есть ещё Артём Ребров, но он так вообще чемпион, да ещё и блогер, и благотворительностью занимается. Может, мы его ещё в футбол будем заставлять играть? Поэтому, даже если завтра Максименко на спор забьёт себе три гола в свои ворота, – его не поменяют.
Забавная ситуация сложилась в «Рубине». Никите Медведеву всего 26 лет, он был одним из самых перспективных вратарей в стране, но лимит делает так, что играть ему не нужно. Вратарь перешёл в «Локомотив» в роли сменщика Гилерме, но в итоге стал третьим голкипером и сыграл ровно ноль матчей в РПЛ за три года. Затем – пара громких интервью после перехода в Казань, и случился прогресс – 4 матча за два года. Медведев безвылазно сидит за Дюпиным, но у него по-прежнему всё хорошо. Контракт до конца сезона. Дальше можно будет присесть в условной «Уфе».
Смотрим на «Динамо». Игорю Лещуку скоро 26 лет. Всю молодость вратарь просидел за Шуниным и не особо горевал. Перед сезоном пресс-служба «Динамо» спросила у игрока, что для него значит сыграть за всю карьеру 8 матчей из 15 за клуб без пропущенных мячей… Альтернативная реальность лимита РПЛ. При этом вратарь показал в трёх последних встречах, что является игроком хорошего уровня, вполне мог бы быть основным в клубе попроще или навязать борьбу Шунину, но зачем? Всё и так хорошо. Скоро Шунин поправится, а Лещук займет насиженное место.
Вообще у «Динамо» удивительная страсть плодить вратарей-резервистов. Евгений Фролов, известный тем, что заработал на Ferrari, будучи четвёртым голкипером «Динамо», ныне высиживает в «Крыльях Советов» и тоже не особо переживает за свой статус.
Егор Бабурин шесть лет оберегал оклад в «Зените», далее показал свой неплохой уровень в «Ростове», а затем был пик карьеры – два матча за «Краснодар». Сейчас вратарю 28 лет, и он уже спокойно согласен быть сменщиком могучего Сергея Песьякова.
Суть проблемы
Вышеуказанные примеры неплохо показывают, что основные вратари в российских клубах фактически находятся в привилегированном положении. У их сменщиков всё хорошо. Зарплата высокая, нужно ходить на тренировки и играть пару матчей в год. Спортивных амбиций уже нет, зато в личной жизни всё хорошо. В конце концов, резервные вратари в России имеют много увлечений. Например, Медведев, получая миллион евро в «Локомотиве», заинтересовался инвестициями:
«Основная идея: нужно откладывать 50% зарплаты. Или лучше вообще по максимуму. И ты должен сам распоряжаться деньгами. Когда к тебе подходят с предложением заработать, то они в первую очередь хотят заработать сами», – советовал голкипер в интервью Sports.ru.
Игорь Лещук летом, сыграв в прошлом сезоне в трёх матчах, сообщил болельщикам «Динамо», что разрывался с выбором места для отдыха: Мальдивы или США? В итоге решил совместить.
«Сначала провели 10 дней на Мальдивах, потом прилетели на пару дней в Москву, отвезли детей к бабушке и полетели с женой в США. Посетили Нью-Йорк и Орландо, где находится парк развлечений Universal. Мне больше нравится в Америке, а жене на Мальдивах, поэтому решили сделать приятное и мне, и ей», – объяснил тяжёлый выбор Лещук.
Александр Селихов на третий год без футбола вышел в медиапространство, где его спросили относительно зарплаты в 1,5 млн евро, которую он получает в «Спартаке». Голкипер доходчиво объяснил, что игроки прошли тернистый путь.
«Я считаю, что своим трудом футболисты заслуживают тех денег, которые они получают. Они ни у кого не крадут. Им дают контракты – они подписывают», – поделился Селихов с изданием «Спорт-экспресс».
Как было раньше
В сборной России долгое время двумя основными голкиперами были Игорь Акинфеев и Вячеслав Малафеев. Оба далеко не сразу получили неприкасаемый статус в своих клубах.
Акинфеев ворвался в основу ЦСКА через конкуренцию с Вениамином Мандрыкиным. Далее Акинфеева долгое время напрягал Владимир Габулов. В любом случае Игорь понимал, что одна ошибка – и за спиной голодные конкуренты, а не два блогера.
Малафеев, будучи воспитанником «Зенита», красиво рубился за место в составе со словаком Камилом Чонтофальски. Вратари три-четыре года не могли выявить лучшего, меняя друг друга во время спадов. Был момент, когда Малафеев даже проигрывал конкуренцию и не играл продолжительный период времени. В первый чемпионский сезон Вячеслав отыграл 19 матчей, а его конкурент выходил в тринадцати.
Конкурентов нет
В итоге, если ещё раз пробежаться по заявкам клубов РПЛ, то у всех лучших по меркам России вратарей просто нет шансов потерять место в основе, а в такой ситуации не будет и прогресса. И это ещё не вспомнили про те команды, где второго вратаря фактически нет. Например, в «Краснодаре» на замену вместо Сафонова может выйти 35-летний Городов, который уже успел повеселить нелепыми ошибками в прошлом году.
На выходе получаем целую кучу талантливых вратарей, которые обречены на деградацию. А на первое место в сборной, что весьма символично, претендует резервист из «Байера». Лунёв на собственном примере понял, как тяжело жить в конкурентной борьбе, а не играть с бесконечным правом на ошибки.