1983 год стал одним из наиболее тяжелых в истории киевского «Динамо». Легендарный Валерий Лобановский покинул ряды «динамовцев» ради советской сборной и посоветовал бело-голубым замену в лице своего приятеля Юрия Морозова, который руководил питерским «Зенитом».
Боссы «Динамо» прислушались к совету Лобановского, но ничего хорошего из этого не вышло. Киевляне достаточно быстро «поплыли», а футболисты вскоре взбунтовались против Морозова.
Уроженец Ленинграда Морозов был воспринят «динамовцами» как чужак. Нет, дело было вовсе не в его происхождении, а в тренерских методах. Философия Морозова казалась киевлянам инородной и совсем не похожей на то, что прививал на футбольном поле великий Лобановский.
Одна из проблем Морозова заключалась в том, что он был до ужаса мягким человеком. Своим либеральным подходом к делу он попросту угробил всю ту «химию», которую создавал Лобановский.
«Морозов удивил нас уже на первых тренировках: щадящий режим, непривычно низкие нагрузки, полнейшее доверие игрокам, как и одинаковый ко всем подход. Новый тренер был мягок, добр, многое позволял и многое прощал. Молодым футболистам такая свобода нравилась. Кто постарше, пытались обратить внимание на происходящие в команде перемены и у руководителей клуба, и у своих коллег. Ещё вчера дружный, сплоченный, нацеленный на победы коллектив буквально на глазах стал превращаться в заурядную команду», - рассказывал экс-футболист «Динамо» Киев Анатолий Демьяненко.
По словам другого славного экс-«динамовца» Олега Блохина, киевская команда менялась на глазах, она расхлябалась и потеряла былую хватку, лишившись железных порядков. «Динамо» из крепкого коллектива стало превращаться в «собрание индивидуумов».
«Удивительно, как быстро можно разрушить создаваемое годами и даже поколениями», - сокрушался Блохин.
Любопытно, что при таком подходе Морозова, его тренировки считались истинной каторгой. Однажды об этом обстоятельно рассказал бывший вратарь «Динамо» Виктор Чанов.
«Тренировки превратились в каторгу. То играем в лапту. То задание - попасть мячом в два других мяча. Мы слушаем и думаем: «Ты травишь? Футбол с бильярдом перепутал? Это киевское «Динамо», а не пионерский отряд!» Был еще эпизод, который не добавил Морозову уважения. Позади пара месяцев после его назначения. Едем на автобусе из киевского аэропорта. Морозов берет микрофон, объявляет на весь салон: «Завтра в 11.00 от Финляндского». Народ прыснул: «Ничего, что это Киев, а не Ленинград…» Все складывалось из мелочей», - жаловался Чанов в одной из передач.
Тактические реформы нового тренера – та же история. Футболистам «Динамо» совсем не понравилось, что Морозов отказался от зональной защиты и стал заниматься хаотичной ротацией. По словам Чанова, киевляне привыкли к прессингу, а Морозов предложил им «тупую персоналку» «каждый с каждым».
«Правый хавбек ушел налево - ты за ним. Он в туалет - и ты туда же. В обороне игра разладилась, нам постоянно забивали».
«При нем в «Динамо» уже не было стабильности состава: сегодня играли одни, завтра - другие, потом третьи. Всё это отрицательно сказывалось на наших результатах», - утверждал Павел Яковенко.
Показатели «Динамо» откровенно деградировали, результаты просто потрясали многочисленных болельщиков клуба. За первые несколько месяцев работы Юрия Морозова «динамовцы» вылетели из Кубка и распрощались с КЕЧ. В чемпионате тоже все было плачевно – бело-голубые застряли в середине турнирной таблицы. Футболисты терпели, но затем это самое терпение лопнуло. Начало самоуправство и анархия.
«В какой-то момент поняли: еще немного - и встанем на вылет. Тогда после установок собирались отдельно: «Забыли все, что он сказал. Играем так и так…» В перерыве Морозов влетал в раздевалку багровый: «Разве я это говорил?!» А на него уже не обращают внимания», - рассказывал Чанов.
Затем в «Динамо» приключился бунт. По словам Виктора Чанова, он и его одноклубники находились на грани. Морозов настроил против себя весь коллектив, над ним в открытую издевались.
«Орет: «Была бы моя воля, взял бы пистолет и расстрелял вас!» Хорошо. Утром приходит на теорию, а на столе - пистолет. Игрушечный! Но Морозов все понял, развернулся и выбежал. А в конце 1983-го мы не побоялись прийти к председателю общества «Динамо» и выдвинуть ультиматум: либо он, либо мы».
Футболисты своего добились. В отношении Морозова началась проверка от комиссии Госкомспорта СССР. Комиссия тщательно изучила все то, что творилось в стане «Динамо», и вынесла свой вердикт, который по-настоящему обрадовал Чанова и компанию.
«Юрий Морозов не перестроился в короткий период на прогрессивные методы работы, а неотложные ответственные задачи киевского «Динамо» не позволяют превращать команду в курсы повышения квалификации тренеров, поэтому следует отказаться от услуг Юрия Морозова в качестве старшего тренера команды», - сообщалось в отчете комиссии.
Под началом Морозова «динамовцы» заняли аж седьмое место в таблице. Чемпионом страны в 1983 году стал «Днепр» (впервые в истории), серебро досталось «Спартаку», а третьими финишировали «динамовцы» Минска. После провала в «Динамо» Юрий Морозов ушел в московский ЦСКА, а в нынешнюю столицу Украины вернулся Валерий Лобановский. Непродолжительный период работы Морозова в Киеве, однозначная, самая мрачная страница в биографии заслуженного тренера СССР.