Грустная реальность – за последние полгода из пятнадцати основных футболистов «Зенита» цена упала на тринадцать игроков. На текущий момент команда может выгодно продать только одного легионера – Сердара Азмуна. Другие иностранцы даже со скидкой – никому не нужны. Им просто не готовы платить столько, сколько в Санкт-Петербурге.
Чемпион России постепенно набил себе репутацию роскошного болота для легионеров. Готовы тонуть в золоте в обмен на карьеру? Добро пожаловать в «Зенит».
Страшные цифры
«Газпром» официально пришёл в «Зенит» в 2005 году. Возьмём самые громкие трансферы на вход. За это время команда закупилась тридцатью футболистами дороже семи миллионов евро. Отбить вложенные средства удалось за пятерых. Реально заработать – ни на ком. При этом герои вроде Бруну Алвеша, Хави Гарсии, Мамманы, Эрнани, Рочины – пополнили карманы и оставили себе на память фото на фоне Зимнего дворца.
Логично задаться вопросом, почему в Санкт-Петербург сейчас не едут молодые и перспективные иностранцы хотя бы из Южной Америки. Почему клуб не в состоянии найти и раскрутить легионера. Проще говоря, проследовать формуле «Купить подешевле – продать подороже».
Ответ очень прост – сейчас в «Зенит» не едут за прогрессом. Питерцы оформляют трансферы легионеров двух видов – это либо средние футболисты без потенциала, которых явно достаточно для побед в РПЛ, либо игроки, приезжающие в Питер за деньгами.
Яркий пример для первой категории – Барриос. Колумбиец – машина в рамках РПЛ, но на пике карьеры никому не нужен даже в европейских середняках. «Зенит» приобрёл футболиста за 15 миллионов, цена остаётся такой же, а в ближайшее время начнёт падать. В Питере хавбек получает около двух миллионов евро в год и помогает команде каждый год выходить в Лигу чемпионов. Типичный трансфер – чисто в ноль.
Второй вид – более прозаичная история. Талантливые на бумаге, но не особо заинтересованные в развитии. Малколм, Дриусси – из новых; Эрнани, Ригони, Рочина, Нету из тех, про кого уже давно забыли. Все подаются в амплуа будущих звёзд европейского футбола. Руководство «Зенита» всегда говорит о том, что таких игроков можно будет выгодно продать. История прозаично заканчивается подобными фото в Инстаграме.
Если кто забыл, это Ригони. Отправился в самый бедный клуб Ла Лиги «Эльче», где не является игроком стартового состава, но зато может сосредоточиться на карьере киберспортсмена. Контракт на четыре года с «Зенитом» – лучшее решение. Зарплата по-прежнему приходит из Санкт-Петербурга.
На 2021 год у «Зенита» в списке семи самых дорогих трансферов на продажу в истории до сих пор значатся Андрей Аршавин (3-е место), Анатолий Тимощук (6-е), Игорь Денисов (7-е).
Желаемое за действительность
Руководству «Зенита» неплохо бы объясняться за свои провалы, но зачем? Команда же идёт на первом месте. Ещё один ловкий трюк – радоваться минимальным успехам. Например, Халка и Витселя брали за огромные деньги на рекордную зарплату явно не ради одной победы в чемпионате России. В идеале – добиться успеха в Европе и продать звёзд в топ-клуб.
«Попасть в десятку лучших команд Европы – а это означает выход в четвертьфинал Лиги чемпионов. Наш состав вполне позволяет на это надеяться», – говорил в 2014 году Андре Виллаш-Боаш.
В итоге на выходе – одна победа в РПЛ из четырёх возможных, никаких особенных достижений в Европе и экономически – сигнал легионерам. Заезжайте в Питер – здесь хорошо платят и немного просят.
Второй пример – Себастьян Дриусси. В 2017-м его представляли, как игрока с потенциалом Пауло Дибалы, футболиста сборной Аргентины и будущего бомбардира. В итоге заткнули дырку на фланге и теперь уже никуда не продадут даже за половину суммы трансфера в 15 млн евро.
При Семаке не дорожают
Сергей Семак, по мнению Геннадия Орлова, лучший тренер в России. С результатами не поспоришь, но, например, в Европе вторая важная задача специалиста – прогресс футболистов и их продажа. Как же ещё зарабатывать? Понятно, что «Зенит» – самодостаточный клуб и не нуждается в мелочёвке с трансферов, но статистика явно не в пользу Семака.
Он возглавил клуб в 2018 году. За всё это время при тренере добились прогресса в трансферной цене Дуглас Сантос, Сердар Азмун и Алексей Сутормин. При этом ощутимую прибыль клуб может получить только от продажи иранца, но вряд ли кто-то всерьёз скажет, что прогресс готового игрока Бердыева – заслуга Семака.
Ни одного талантливого воспитанника, повысившегося в цене, ни одного легионера на топ-уровне, который бы заинтересовал европейскую команду, за исключением Азмуна.
Быстрый пример из Англии. Карло Анчелотти пришёл в «Эвертон» в 2018 году, когда нападающий Кальверт-Льюин стоил 15 миллионов евро и сидел в запасе. Сейчас ценник на футболиста минимум 45, попал в сборную Англии, а когда его спрашивают, в чём секрет успеха – называет нового тренера.
«Зенит» не ищет таланты
Критикуешь – предлагай. Рабочая модель для «Зенита» давно создана. «Шахтёр» даже в сложные времена – без вариантов лучший клуб Восточной Европы. Идеальная модель с поиском талантов работает на долгой дистанции.
Пока питерцы рассказывали про героическое очко против «Лацио» и рекордный гол Дзюбы, «Шахтёр» дважды грохнул «Реал», выбил «Интер», а главное – засветил молодёжь, на которую взлетела цена. Из пятнадцати основных игроков подорожали восемь, подешевели только три футболиста старше тридцати лет.
В России принято считать, что «Шахтёр» развивает только легионеров, но это давно не так. Защитник Матвиенко стоит уже 11 млн евро, а 19-летний вратарь Трубин взлетел в семь раз – до семи миллионов, засветившись в Лиге чемпионов.
По легионерам так вообще праздник. Соломон – стоил шесть – теперь 15. Додо – от двух миллионов до восемнадцати за три сезона. И это только яркие примеры. Самое интересное, что затраты на этих двух футболистов «Шахтёр» отбил, толкнув именно в «Зенит» Ракицкого за десять миллионов. Украинец стоит уже семь и никому не нужен.
Лёгкий пример, как «Шахтер» избавился от ветерана. Далее пустил деньги в развитие молодых бразильцев, а место Ракицкого занял ещё и свой футболист, который теперь будет продан за 12-15 млн в Европу. В «Зените» же самый талантливый защитник – Прохин, сидит под Ракицким. Его развитие, судя по динамике игр, никого не интересует.
Объяснение для Дзюбы
Ещё в прошлом розыгрыше Лиги чемпионов «Зенит» дважды сгорел «РБ Лейпциг», Дзюба бросил яркую цитату.
«Многие забывают, что их состав в три или четыре раза дороже нашего», – говорил Артём, готовясь к поражению.
«Лейпциг» тогда легко выиграл, но точно не из-за стоимости игроков. За всю историю своего существования немецкий клуб не купил ни одного игрока дороже 30 млн евро. В то же время только два раза потратил больше миллиона на футболистов старше 25 лет. «Лейпциг» дорожает, «Зенит» дешевеет – необратимый процесс.
Итог
Если резюмировать, то «Зенит», несмотря на громкие заявления, ни этой зимой, ни в ближайшее время не купит ни одного футболиста уровня плей-офф Лиги чемпионов. А если это произойдет, то он в лучшем случае станет Малкомом и забьёт «Тамбову», а в худшем – Ригони и забьет на футбол.