Вернулся после страшного перелома, восхитил Роналдиньо и Фергюсона. Хенрик Ларссон – главный шведский игрок нулевых

 
Отца нападающего «Спартака» до сих пор обожают в Глазго, Барселоне и Манчестере.

Трансфер 22-летнего Джордана Ларссона из «Норрчёпинга» в «Спартак» не выделялся на фоне похожих сделок – в современной истории красно-белые часто покупали легионеров-ноунеймов и позиционировали европейское гражданство как имиджевый ход. Приход шведского нападающего отличался лишь статусом его отца – о Хенрике Ларссоне знает любой фанат старше 25 лет. В «Спартаке» одержимы историей, а связь со скандинавской легендой – очередной повод говорить об исключительности. Пока Джордан адаптировался к жизни в самом суетливом топ-клубе России, его фамилия по-прежнему возвращала болельщиков на 15 лет назад – во времена Роналдиньо, Кубка УЕФА и сэра Алекса Фергюсона.

Манчестер Юнайтед, Барселона

Как и сын, Хенрик дебютировал за большую команду с провала. В первом матче за «Селтик» в 1997-м новичок подарил мяч полузащитнику соперника Чику Чарнли. Тот забил решающий мяч, и «Хиберниан» победил в противостоянии Глазго и Эдинбурга. В первом домашнем матче 25-летнего шведа «обручи» проиграли «Данфермлину», а в еврокубке Ларссон отметился автоголом. Его купили у «Фейенорда» за 650 тысяч фунтов на замену Паоло Ди Канио, но уже через месяц фанаты мечтали, чтобы нефартовый нападающий убрался из команды. К тому моменту «Рейнджерс» выиграл девять титулов подряд, а уход Пьера ван Хойдонка и Джона Коллинза ослабил «Селтик» ещё сильнее.



Ларссон выступил за Швецию на триумфальном ЧМ-1994: 22-летний смуглый парень с дредами поучаствовал в разгроме Болгарии в матче за третье место и впервые заинтересовал скаутов за пределами своей страны. Вскоре Хенрика купил «Фейенорд», но переезд в Нидерланды получился неудачным: клуб постоянно менял тренеров, каждый из которых использовал шведа по-разному, а голландские медиа критиковали его за медленную адаптацию. Ларссон нестабильно играл за «Фейенорд» и покинул команду через четыре года с неприятным осадком: из-за спора о сумме отступных в контракте Хенрику пришлось судиться, чтобы его отпустили бесплатно. Он выиграл дело, но осенью 1997-го фанаты «Селтика» жалели об этом: несмотря на успехи в сборной, Ларссон казался очередным посредственным наёмником.
Семь лет спустя «Селтик Парк» провожал своего Короля баннерами и аплодисментами, а Хенрик не сдержал слёз в прощальном интервью. За это время Ларссон превратился в икону «обручей», забил 242 мяча в 315 матчах и оставил великое наследие. С ним клуб четыре раза выиграл чемпионат Шотландии, завоевал четыре национальных кубка и дошел до финала Кубка УЕФА. После неудачного старта Ларссон заслужил статус героя «Селтика» в первом же сезоне – именно его дубль в последнем туре против «Сент-Джонстона» принёс долгожданный титул.

«У «Рейнджерс» был шанс выиграть десятый титул подряд, – вспомнил Ларссон про тот чемпионат. – Мы могли взять титул в предпоследнем матче, но сыграли вничью, так что всё оставалось под вопросом. После игры старый фанат «Селтика» подошёл со слезами, обнял меня и сказал: «Ты должен выиграть этот гребаный титул для нас!» Тогда я понял, что играю не только за себя и за клуб, но и за болельщиков, которые любят этот фантастический клуб. Неделю спустя мы стали чемпионами». Между фанатами и игроком образовалась особая связь: они оценили мастерство и технику шведа, которого сначала считали слабаком. Ларссон забивал удивительно легко: оказывался в нужной точке и замыкал прострел в пустой угол, технично обводил защитников, подрезал мяч над вратарем, бил через себя и головой в прыжке с места.



Разнообразие и оригинальные решения Хенрика напоминали Кантона в «МЮ» и Марадону в «Наполи», а результативность возвращала во времена Джимми Гривза – вокруг страйкера сложился настоящий культ. За футбольный интеллект, дисциплину и преданность его прозвали Королём королей. Несмотря на средний рост (177 см), швед постоянно переигрывал в воздухе защитников, а «слабой» левой ногой играл лучше, чем большинство других нападающих сильной. До прихода в «Фейенорд» и «Селтик» Ларссон забил 50 мячей в 56 матчах за «Хельсингборг» на родине. В Глазго он наконец показал, что голы даются ему естественно, независимо от силы чемпионата. После первого сезона дела пошли даже лучше, но 22 октября 1999-го карьера Хенрика чуть не оборвалась: швед получил двойной перелом в столкновении с защитником «Лиона» Сержем Бланом и выбыл минимум на год.

Некоторые эксперты вообще прогнозировали Ларссону завершение карьеры: набрать форму после такой травмы на стыке тысячелетий было сложнее, чем 20 лет спустя. Сказка «Селтика» закончилась: уже в том сезоне «обручи» проиграли чемпионство «Рейнджерс», а надежды на камбэк главного волшебника таяли. Но в Глазго Хенрик справлялся с любыми трудностями, и даже жуткое повреждение не сбило его с пути – ради возвращения в футбол швед преодолел боль и психологические проблемы. «Нога болела, несмотря морфин, – написал он позже в автобиографии. – Из-за этого всё казалось странным. Меня слегка лихорадило, я думал, как мои действия в той игре привели к перелому. Если бы что-то сложилось иначе, я бы сейчас обсуждал гольф, а не проходил мучительную реабилитацию».



Благодаря невероятному волевому усилию нападающий восстановился к началу сезона и мгновенно набрал форму под руководством нового тренера Мартина О’Нила в паре с Крисом Саттонном. Футболисты всё чаще без последствий возвращаются в футбол после переломов, но почти никто не делает этого так быстро и убедительно, как Ларссон в 2000-м: швед вышел на пик в первых же матчах. В том сезоне он наколотил 35 голов в чемпионате, лучший из которых – против «Рейнджерс». Хенрик легко пробросил мяч мимо двух защитников, подсек над кипером и доказал, что Король вернулся. «Не думаю, что травма изменила мою игру, – признался он. – Но она заставила осознать, как много футбол для меня значит. Травмы – часть спорта, но важно то, как ты на них реагируешь».

Благодаря его сумасшедшей статистике «Селтик» доминировал в шотландском футболе и даже засветился в Европе. Успех «обручей» в Кубке УЕФА-2002/03 – наверное, главное достижение Ларссона в Шотландии. Тогда «Селтик» прошел «Ливерпуль», а Хенрик на пути к финалу в Севилье отличился 10 раз в 11 матчах. Именно он приблизил «Селтик» к мечте о первом еврокубке с 1967-го, когда шотландцев за победу над «Интером» в Португалии прозвали Львами Лиссабона. На финал в Севилью прилетело 80 тысяч фанатов «Селтика» – самый большой еврокубковый выезд в истории УЕФА.


Естественно, в Андалусии звездой снова стал Ларссон. Именно его дубль перевёл встречу с «Порту» Моуринью в овертайм. Слова британского комментатора после первого гола шведа вошли в историю «Селтика»: «Ларссон забивает. Естественно, он забивает. Ларссон всегда забивает». На 115-й минуте шотландцы не выдержали, и Дерлей принес молодому португальскому тренеру первую победу в еврокубках, но тот «Селтик» и его Король всё равно превратились в героев Глазго – они подарили фанатам надежду на чудо, до которого не хватило нескольких минут и точного удара.

В следующем сезоне Хенрик принес «обручам» очередное чемпионство и Кубок Шотландии, а затем – за несколько месяцев до 33-летия – объявил об уходе из команды. Ларссон – единственный футболист европейского чемпионата, которому до Месси и Роналду удалось добиться похожих показателей: за четыре сезона с 2000-го по 2004-й он забивал 172 мяча во всех турнирах. Хенрик выделялся даже на фоне других выдающихся форвардов того поколения – Эрнана Креспо, который перешёл в «Лацио» за рекордные 35 млн фунтов, и звезды «Милана» Андрея Шевченко. Фанаты не разозлились на Короля за желание поиграть в европейском топ-клубе – даже в 32 года его уровень больше соответствовал Испании или Италии, а не Шотландии.

Манчестер Юнайтед, Барселона

Ларссон уехал из Шотландии не доигрывать, а навёрстывать упущенное, поэтому отправился в «Барселону». Несмотря на шесть лет без титулов, каталонский клуб сохранял верность философии и принципам, которые импонировали Хенрику. Символично, что в первом же сезоне после трансфера шведа «Барса» прервала неудачный отрезок и выиграла Ла Лигу, хотя сам Ларссон почти не участвовал в победе. В ноябрьском класико Король порвал крестообразные связки и мениск в левом колене, из-за чего провёл за клуб всего 16 матчей, но работал изо всех сил и заслужил новый контракт с клубом.

После второй серьёзной травмы надежд на полноценное возвращение оставалось ещё меньше, но Ларссон снова вытащил себя на топ-уровень за счет работоспособности. Швед компенсировал потерю скорости интеллектом, сменил амплуа бомбардира на ассистента и на равных играл в команде с Роналдиньо, но трезво оценивал силы и не хотел превращаться в обузу. В декабре 2005-го Хенрик объявил, что уйдёт из «Барсы» в конце сезона – его ждал тот самый «Хельсингборг», в котором он впервые проявил себя во взрослом футболе. Последние месяцы в каталонском клубе Ларссон провёл как вдохновитель и лидер – он не только забил несколько важных мячей и привёл «Барсу» ко второму титулу подряд, но и катализировал прогресс молодого Это’О. «Он научил меня становиться невидимым, чтобы соперники не замечали меня, – объяснил камерунец. – Он позволяет команде играть за счёт движения и освобождает зоны. Наши разговоры были для меня бесценны».

Но Ларссон запомнился в «Барсе» не только как наставник молодёжи. Он не отличился в плей-офф ЛЧ, но сыграл важную роль в решающий момент, как часто делал на протяжении карьеры. За полчаса до конца финала против «Арсенала» команда Франка Райкарда проигрывала 0:1 – каталонцам не хватало изящества, движения и оригинальных решений. К счастью для «Барсы», в запасе оказался творческий игрок, который спас матч. 34-летний Ларссон заменил ван Боммела на 61-й минуте и за 20 минут исполнил два ассиста – на Это’О и Беллетти. «Арсенал» потерпел самое болезненное поражение в истории – именно после того финала клуб покинули Тьерри Анри и Эшли Коул, а Арсен Венгер погряз в экономии и постепенно потерял звёзд.


Хенрик наконец получил миг славы, от которого всю карьеру отказывался ради команды. «Люди постоянно говорят об Это’О, Роналдиньо, Жюли и остальных, но я их не увидел, – сказал после финала Анри. – Я увидел Хенрика Ларссона. Он вышел, изменил матч и убил нашу игру. Нужно говорить о настоящих футболистах, которые делают разницу. Сегодня таким стал Ларссон». Перед уходом шведа его заслуги признали и одноклубники. «С уходом Хенрика клуб теряет великолепного бомбардира, – признал Роналдиньо. – Но я также теряю хорошего друга. Хенрик был моим идолом, а потом я играл вместе с ним, и это было фантастически».

Трудно придумать более красивый финал карьеры: Ларссон выиграл Кубок чемпионов, восхитил самого известного футболиста планеты и уехал доигрывать на родину. Но его история на топ-уровне на этом не закончилась. Через полгода Хенрик вернулся из «Хелсингборга» в Великобританию – не ради камео в «Селтике», а по приглашению великого Алекса Фергюсона. Зимой 2006-го «МЮ» согласовал со шведами аренду Короля на два с половиной месяца и взорвал трансферный рынок: одни фанаты сходили с ума от восторга, другие не понимали, чем поможет постаревший нападающий.


В отличие от них, Фергюсон мыслил стратегически и понимал, что травматичного Саа и молодого Руни недостаточно для победы в противостоянии с «Челси». Прошлым летом шотландец избавился от ван Нистелроя, но талантливые тинейджеры не компенсировали уход харизматичного голландца. К тому времени «Юнайтед» не брал титул три года, и победа в АПЛ превратилась для Ферги в задачу выживания – некоторые эксперты и даже руководители клуба сомневались в его методах и намекали на пенсию. Дерзкой, но неопытной команде сэра Алекса не хватало лидера, вожака, мыслителя – дополнительного фактора, который выделял великие составы «МЮ». Благодаря 34-летнему Ларссону шотландец нашел недостающий элемент: Король провёл за «красных дьяволов» всего 13 матчей во всех турнирах и забил три мяча, но сплотил команду: «Юнайтед» вернул английскую корону и дошёл до полуфинала ЛЧ.

Через год – уже без Ларссона – Фергюсон во второй раз в карьере выиграл главный еврокубок и сказал, что этот «МЮ» – сильнейшая из его команд. Но сэр Алекс и игроки понимали, что этого не случилось бы без Хенрика – именно швед за три месяца превратил мальчишек в мужчин и показал Роналду и Руни, как взаимодействовать в атаке. Летом 2007-го Ферги умолял Ларссона остаться, но тот сдержал обещание боссам «Хелсингборга» и покинул «Манчестер». «Мы нуждались в настоящем аристократе, – объяснил Фергюсон. – До прихода в «Юнайтед» он уже был для наших игроков легендой. Он говорили о нём с восторгом. В последнем матче против «Мидлсбро» Хенрик вернулся в центр поля и отработал в защите. Когда он зашёл в раздевалку, команда и штаб встретили его аплодисментами. Нужен особенный игрок, чтобы оказать такое влияние за пару месяцев».



Ларссон отыграл за «Хелсингборг» ещё два года и окончательно утвердился в качестве легенды на родине. Всё это время он продолжал выступать за сборную и играл бы дальше, если бы не личная трагедия: брат Хенрика умер из-за передозировки. После этого нападающий переосмыслил жизнь. «Я должен был понять, как он потерял всё в жизни, и почему я ничего не сделал, – с горечью сказал Ларссон. – У меня было всё, он жил в аду. В тот момент я понял, что футбол больше не имеет значения». Он завершил карьеру так же благородно, как играл, и вся европейская элита от Фергюсона до Буффона оценила значение Короля для спорта.

Главной звездой шведского футбола почти сразу после ухода Ларссона стал Ибрагимович, но даже образ и достижения Златана не затмили влияние Хенрика на скандинавскую спортивную культуру. Ларссон не просто обратил внимание топ-клубов на Швецию – в детстве он справился с расизмом и издевательствами, не отказался от мечты и подал пример тысячам детей, которые чувствовали себя чужаками. Достойным поведением, дисциплиной, талантом и скромностью Ларссон оправдал культовый статус и прозвище, полученное в «Селтике». Когда-то в Глазго смеялись над тощим форвардом с нелепой прической – через 10 лет он превратился в икону «Селтика», спасителя Фергюсона, учителя Руни и Это’О. Неудивительно, что Джордана Ларссона встретили в «Спартаке» с ещё более завышенными ожиданиями, чем обычно: достижения его отца моментально отправляют в прошлое и напоминают фанату любого клуба с историей о лучших временах.

Манчестер Юнайтед: последние новости

Telegraph; Sky Sports
football24.ru
Комментарии
Будь первым и расскажи, что ты думаешь по этому поводу.
Комментировать

Главные новости

«Сижу у телевизора и плююсь – будет сложно выбраться из ямы». Пономарев – о кризисе ЦСКА

Ветеран армейцев в интервью Football24.ru разобрал крах команды Марко Николича.

Комментарии