«Нижний Новгород» за полтора месяца прошел путь от концептуального проекта до планирования максимум на пару месяцев. После нескольких неудач стратегия сузилась до банальной: главное не вылететь, а что будет потом – неважно.
И дело даже не в личности Сергея Юрана (хотя об этом тоже важно сказать). Но принципиальнее – как резко поменялся вектор развития. И почему этот путь в тупик и небесную лигу.

Нагельсманн к нам не приедет
Зимой «Пари НН» пригласил 35-летнего тренера Артема Горлова, который стал открытием Первой лиги. Молодой и идейный тренер, ставящий сложный футбол. Ролевая модель (если утрированно) – Юлиан Нагельсманн. Тоже не было большой карьеры игрока, тоже рано начал как тренер.
Горлов в 23 года пошел помогать легендарному Александру Григоряну в «СКА-Энергии» как аналитик. И, кстати, очень впечатлил его – спустя годы Григорян сказал, что Горлов уже тогда феноменально разбирал игру своей и чужой команды. Не зарываясь при этом только в сухие цифры.
Горлов постепенно поднимался по лигам, а в 34 он получил шанс в «Енисее». Откуда и попал в «Пари НН» после полугода работы.
Логика менеджмента «Нижнего Новгорода» была понятна: они искали молодого тренера, играющего в атаку. Чтобы проект рос вместе с тренером, не имея при этом явного потолка.
На примере «Сочи» Федотова, который с очень дешевыми трансферами за два года проделал путь от зоны вылета РПЛ до серебряных медалей, видно, что это реально. Главное - вера в тренера, скаутский отдел и последовательность.
Горлов пока далеко не Федотов, но очевидно и он – не пустой тренер.
Только в итоге при первых же трудностях «Пари НН» сливает ноунейма, в которого поверили, и всю идею. Причем, календарь был явно не из простых – их четырех матчей в РПЛ три были с топами - «Ростов», «Зенит», «Локомотив».

Крафт и пиво
Но еще бессмысленнее то, что вместо Горлова пришел Сергей Юран.
Дело даже не в самой личности легенды «Химок». При всей иронии к нему – он неплохой тренер. Такой наш бюджетный Сэм Эллардайс. За красивым, развивающим футболом и перспективой не к нему, конечно, но если вам требуется засушить игру так, чтобы даже у фанатов на трибуне в горле пересохло, вы по адресу.

Простой силовой футбол, построенный на матюгах в перерыве. Не Гвардиола, но, как показали «Химки», в РПЛ тоже работает.
Но даже страх «Пари НН» перед вылетом не снимает простой вопрос: а к чему шел клуб последние пару лет?
Зачем убирали Кержакова, который дал отличный результат, но не устроил менеджмент как раз слишком оборонительным футболом?
Зачем приглашался Галактионов (который идейно заметно ближе к Горлову, чем к Юрану) – и под него набирался состав? Чтобы в итоге испугаться в последней момент «Химок» и «Торпедо»?
Юран вместо Горлова – это концептуальный тупик. Это как если бы вы захотели создать свою модную марку крафтового пива, наняли спецов для проекта, придумали дизайн и рецептуру, но после тяжелого старта сразу отбросили задумку – и организовала ларек разливного и дешевого пива.
Можно и так, но на этом вы не построите большой и устойчивый бизнес.
Небесная лига
И непонятно, что будет дальше, когда Юран спасет «Пари НН». Увольнять его будет очень странно – он же вас спас. Оставлять тоже – потому что он не про развитие молодых.
Концепция «Пари НН» сейчас как тот самый Жан-Клод Ван Дамм в знаменитой рекламе – пытается удержать на двух идеологически разъезжающихся грузовиках. Хватит растяжки?
Чем заканчивают в России проекты, у которых нет идеи или опытного президента, прошедшего 90-е (вроде Григория Иванова), мы знаем – их набирают в Небесную лигу. Где уже играют «Тосно», «Тамбов» и только недавно оттуда вылетел «Амкар».
«Пари НН» сейчас любит губернатор – он следит за клубом, даже участвует в его жизни и помогает с выбором тренера. Но губернаторы приходят и уходят. И есть большая вероятность, что после смены власти придет тот, кто первым делом спросить: «Зачем вы столько тратите на футбол? У нас проблемы в ЖКХ».
И все – нет клуба.
Устойчивая идея, ставка на молодых – футболистов и тренеров – могли бы сделать будущее клуба более автономным и независящим от бюджетных денег. Но «Пари НН» испугался собственного же замаха – и вернулся в протоптанную колею в никуда.