Я не верю, что в Ульяновске мы увидели проявление расизма. Исторически и культурно именно это явление нам не близко. Мы и так справляемся – своими силами. Только за последнее столетие дискриминациям подвергались совершенно разные слои населения на постсоветском и советском пространстве. По совершенно разным причинам.
До расизма мы еще не эволюционировали.

Поэтому произошедшее в Ульяновске – это просто чье-то невежество, смешанное с глупостью и плохим чувством юмора. Тем страннее видеть, как эта ничтожная глупость одного человека может повлиять на весь российский футбол.
На целые сутки эта тема уже подчинила себе все спортивное сообщество – и долетело даже до депутатов Госдумы.
Нашлись гении, которые с серьезным лицом заявили: «А c Fan ID такого бы не было». Хотя, очевидно, карта болельщика тут не при чем. Достаточно современного стадиона с нужным количеством камер – и человек с бананом был бы найден через полчаса.
Но всем уже плевать – брошенный банан будут воспринимать, как еще один плюсик в пользу Fan ID. Поводка, который совсем скоро накинут на шеи довольно большой группы общества.
Другой эффект – социальный. За дурачками обычно приходят другие дурачки. Когда Роберто Карлосу в 2011-м предложили с трибуны Санкт-Петербурга банан, шумиха была не такой большой. Возможно, потому что бразилец толком не видел эпизод.
Но когда через три месяца ситуация повторилась в Самаре, был один из самых громких скандалов в нашем футболе. Звезда мирового футбола ушел с поля со слезами на глазах.

Поэтому наказать ульяновского чудика надо жестко. Чтобы не появились последователи – и не превратили наш футбол в цирк официально.
Последствия скандала
И, конечно, это повлияет на футбольную индустрию. Агент Вендела дал уже несколько гневных интервью. Малком и Клаудиньо наверняка нахмурились и задумчиво поглядели на паспорт с двуглавым орлом.
Даже если в наших глазах банан в Ульяновске это не расизм, то для всего остального мира он именно таковым и является.
И теперь, когда «Зенит» или другой клуб попробует заполучить очередного талантливого бразильца или африканца, ему придется либо серьезно переплачивать, либо убеждать игрока, что новости о Венделе и Ульяновске – глупый поступок, не отражающий реалий всей страны.
Уверен, какое-то количество сильных легионеров мы точно потеряем. Особенно если новость подхватят английские СМИ. Потому что стереотипы – удивительно живучая вещь, которой достаточно одного подтверждающего факта, чтобы укорениться всерьез.
Со всеми этим российскому обществу жить минимум месяц. Пока историй окончательно не рассосется, а виновные не будут найдены и публично наказаны. Штрафом и отлучением от футбола. Потому что глупость тоже должна караться.
Ну и один из недооценённых последствий этого скандала – это явление нам новой грани Владимира Быстрова. Человека, который может решить любой конфликт нашей жизни одним ходом мысли.

Просто представив, как все, что несет в себе оскорбление и невежество, на самом деле таковым не является. Вуаля.
Последнее слово нашему новому пастору.
«Если банан и мог кто‑то бросить, то это не значит, что он расист. Просто у него была связка бананов, он наелся и решил поделиться ими. Возможно, кто‑то попросил банан. Я бы санкции не применял за такое», – сказал Быстров в эфире «Матч ТВ».
Аминь.