В наше время ни для кого не является секретом тот факт, что футбольный мир тесно связан с рэп-музыкой. В Великобритании практически все артисты в жанре имеют свои любимые команды и постоянно гоняют в их джерси, уделяя разным командам и игрокам строчки в своих композициях. Во Франции среди рэперов существует культ «ПСЖ» и, в частности, Килиана Мбаппе: сложно упомянуть все песни, которые посвящаются молодой французской звезде.
В Нидерландах же футбольная рэп-культура вышла на новый уровень: голландские футболисты сами начали читать рэп, а некоторые из них даже становятся весомыми фигурами в музыкальном пространстве страны. Ниже – наиболее интересные голландские футболисты, которым удалось проявить себя в другой творческой нише.
Райан Бабел
Бабел начал практиковаться в речитативе ещё в 2008 году, когда пришёл в студию нидерландской радиостанции 101Barz и выдал там типичный хип-хоп репрезент. Там были строчки о том, что у него очень много денег, которые он может спокойно потратить на ненужные ему вещи, про хейтеров, которым не получится сбить его с пути, и ещё много хвастовства, которое в целом присуще рэп-культуре.
Для того времени этот фристайл, возможно, звучал неплохо, но сейчас рэп-музыка шагнула вперёд, и такое исполнение, инструментальная часть и текст могут вызывать только улыбку. Тем же летом Райан поучаствовал в создании совместного трека с рэпером Дэррилом под названием «Eyyeyyo», где футболист «Ливерпуля», помимо прочего, показывал свои футбольные скиллы. Песня стала хитом в Нидерландах, но после этого треков у Бабела не выходило. Тем не менее нельзя сказать, что Райан полностью отошёл от музыки – сейчас он владеет музыкальным лейблом Underrated Music Group, который базируется в Лос-Анджелесе.
Квинси Овусу-Абейе
Любители российского футбола со стажем наверняка помнят Квинси Овусу-Абейе – ганского легионера из «Спартака», который провёл за московский клуб недолгий, но запомнившийся нашим болельщикам отрезок карьеры. Он завершил игровую карьеру в 2017 году в возрасте 30 лет, но выбрал максимально нестандартный для футболиста путь после футбола – начал заниматься музыкой. Причём известно об этом стало только недавно. Вы спросите: неужели за три-четыре года никто не обратил внимание на то, чем занимается Квинси? Тут всё не так просто.
В 2016 году на нидерландском радио начали крутить треки таинственного и никому не известного исполнителя с псевдонимом BLOW. Таинственного, потому что он скрывал своё лицо под маской. И в клипах, и в различных рекламных видео он представал исключительно с балаклавой на лице. По мере растущей популярности самого исполнителя росла и заинтересованность слушателей в том, кто же скрывается под маской. Лишь в январе 2020 года BLOW решил деанонимизировать себя. Рэпер BLOW оказался тем самым Квинси Овусу-Абейе, который, как выяснилось, завершил карьеру игрока лишь с той целью, чтобы сразу же начать музыкальную.
На обложке его дебютного EP «New Chapter» отчётливо видна джерси «Арсенала» образца 2003 года с номером 54 и фамилией Квинси на спине. Выбор формы для обложки, конечно же, неслучаен: именно «Арсенал», по словам Квинси, в своё время спас его от досрочного завершения карьеры. Из академии «Аякса» его выгнали за неподобающее отношение к делу, а жизнь в районе, в котором рос Квинси, не сулила ничего хорошего. Тут-то очень в тему оказался Арсен Венгер, который давно взял на карандаш талантливого, но безалаберного футболиста, и предложил ему переехать в Лондон. Естественно, ганец ответил согласием, потому что ещё ребенком он смотрел на то, как Бергкамп творит магию в футболке «Арсенала», и мечтал, что он когда-нибудь окажется на месте нелетучего голландца.
Карьера за «Арсенал» стартовала достаточно успешно для ганца – он забил 17 голов в 20 играх за молодёжную команду «канониров», разрывая своим уличным дриблингом абсолютно всех. Примерно в то время он и познакомился с британской музыкой, которая во многом вдохновила его на создание собственных песен. Друзья привели его на вечеринку, где играл грайм, тогда ещё очень андерграундный жанр. Квинси услышал Диззи Раскала и Вайли – ветеранов грайма – и сразу же сроднился с этой музыкой. Акклиматизации в музыкальной среде Великобритании поспособствовал также родственник Квинси – исполнитель Sway, который познакомил его со своей музыкальной тусовкой.
После «Арсенала» футбольная карьера у Квинси пошла не очень успешно. Уже во времена выступлений за «Спартак» футболист отстроил у себя в квартире домашнюю студию и начал писать музыку. Окончательно разочаровавшись в футболе, Квинси анонимно начал выпускать музыку под псевдонимом BLOW. Желание сохранять анонимность Квинси объясняет тем, что он не хотел ассоциироваться одновременно и с музыкой, и с футболом. «Я играл в Нидерландах и не хотел, чтобы СМИ ворошили эту тему. Если бы я записывал музыку в открытую, то СМИ использовали бы это против меня». Мотивация понятна, и факт анонимности, безусловно, прибавил Квинси популярности в музыкальных кругах, потому что люди любят подобные сюжеты. Квинси говорит, что музыкальная карьера комфортнее для него, чем футбольная, потому что в музыке он отвечает за себя сам: «Мне комфортнее быть индивидуалистом, чем командным игроком, в музыке это является твоим преимуществом».
Квинси Промес
Ещё один бывший спартаковец Квинси Промес у себя на родине уже давно известен, как большой поклонник рэп-музыки. Совсем недавно у него состоялся небольшой рэп-баттл с известным голландским рэпером Джеком, в котором именно Промес одержал победу, по мнению многих интернет-пользователей.
Своих собственных песен у голландца пока что нет, но он нередко залетает на совместные песни с голландскими рэперами. Самой популярной из таких композиций является совместная с Мемфисом Депаем «LA Vibes», которая набрала больше двух миллионов просмотров на YouTube. Примечательно, что у Промеса даже есть трек с русским рэп-исполнителем Alex Maniac. Эта песня посвящена «Спартаку», но выдающимся качеством она не отличается. Куплет Алекса я бы вообще из клипа вырезал, оставив там только часть Промеса.
Ройстон Дренте
Ройстон Дренте в молодости играл в «Реале» и подавал очень большие надежды, но так и не смог победить своих внутренних демонов, а его игровая карьера больше напоминала погоню за экзотическими штампами в загранпаспорте. В 2013 он даже ненадолго заскочил в РФПЛ, поиграв за «Аланию», а сейчас играет за нидерландский клуб «Козаккен Бойз», название которого имеет русское происхождение.
Первая песня у Ройстона вышла в 2008 году. Он записал её при участии голландского рэпера U-Niq, а на сегодняшний день она имеет почти миллион просмотров на YouTube. В 2009 году он составил дуэт с уже упоминаемым Райаном Бабелом на радио 101Barz и зачитал с ним восьмиминутный фристайл. Дуэт получил забавное название Rio & Roya, но дальше этого фристайла сотрудничество Бабела и Дренте не пошло.
Плотно музыкой Ройстон начал заниматься в 2017 году, когда решил завершить игровую карьеру. Голландец взял себе псевдоним Roya2Faces и начал активно записывать музыку. Он даже создал свой звукозаписывающий лейбл, а также выпустил первый сингл «Paranoia», собравший 334 тысячи прослушиваний на YouTube. В течение 2017 года он выпустил ещё три трека, но в 2018 году у Ройстона появился вариант продолжения игровой карьеры в роттердамской «Спарте», и карьеру музыканта пришлось приостановить на неопределенный срок.
Мемфис Депай
Из всех перечисленных футболистов, наиболее качественную музыку записывает Мемфис Депай. В его пользу говорит качество снятых клипов, отличный музыкальный продакшн, а также манера исполнения самого Мемфиса, который старается быть мелодичным и хорошо миксует английский и нидерландский языки в своих текстах, тем самым заинтересовывая слушателей не только из Нидерландов.
Сам Мемфис говорит, что он из музыкальной семьи, а в детстве вдохновлялся американскими рэперами, такими как Akon, 50 Cent и 2Pac. В юности его также вдохновлял пример Райана Бабела, который первым из голландских футболистов попробовал себя в рэпе. Мемфис называет своей конечной целью в рэпе создание собственной звукозаписывающей компании. В этом плане его вдохновляет пример покойного американского рэпера Nipsey Hussle, который постоянно находился в поиске новых артистов.
Первый клип Мемфиса вышел почти три года назад. Это была совместная композиция с Промесом «LA Vibes», которую я уже упоминал выше. Через полгода у Депая вышел фристайл Kings & Queens, но по-настоящему вирусным стал клип «5 Milli», который Мемфис опубликовал в честь 5 миллионов подписчиков на его профиле в инстаграме.
На YouTube клип набрал 3,3 миллиона просмотров, а шотландский клуб «Мотеруэлл» даже сделал на него забавную пародию в своем твиттере.
No, @Memphis, we bet this freestyle isn’t going viral... but it’s better ?
— Motherwell FC (@MotherwellFC) November 27, 2018
Help Charles Dunne get 5,000 followers on Instagram at C_Dunne18 ? pic.twitter.com/BEBulUVhix
Настоящим же хитом Мемфиса стал клип «No Love», сюжет которого разворачивается вокруг счастливой молодой пары, чьи отношения в какой-то момент заходят в тупик. Неудивительно, что именно этот клип является самым просматриваемым на канале Мемфиса, всё-таки многие люди любят такие истории.
Ещё одним любопытным клипом Депая является «Fall Back», в котором он собирает своих друзей из мира футбола. В разные моменты там появляются Квинси Промес, Джастин Клюйверт, Стивен Бергвейн и Тонни Вильена, знакомый многим российским болельщикам по выступлениям за «Краснодар».
Юрген Локадия, ещё один голландский футболист, который пробовал себя в музыкальной сфере (правда, занимался он диджеингом, а не рэпом), объясняет такую популярность рэпа среди футболистов очень просто: «Нидерланды – маленькая страна. Я думаю, что многие игроки выросли с друзьями, которые впоследствии проявили себя на рэп-сцене. Футболисты тусуются с ними на студии, а там уже пробуют записать что-то своё».