Это сейчас «Рубин» плотно обосновался на месте флагмана футбола в Татарстане, а в девяностые ситуация была совсем другая – футбольный центр находился в Набережных Челнах, где с нуля подняли обычную автозаводскую команду. Главным лицом того «КАМАЗа» был Валерий Четверик, с которым клуб прошёл путь от первенства завода до еврокубков. Это уже в конце девяностых власти перестанут поддерживать «КАМАЗ» и перекинут основное внимание на «Рубин» – с тренером Бердыевым этот проект доведут до ума и до звания чемпионов России.
А тогда «КАМАЗ» был достаточно самобытной и интересной командой. Да и легионеров подвозил не самых обычных. До сих пор единственными представителями Иордании в истории чемпионата России являются футболисты «КАМАЗа» Бадран Аль-Шагран и Аднан Аль-Шебат, которых занесло в Набережные Челны в 1995 году.
Странное направление селекции, но всему есть объяснение. В «КАМАЗ» в 1997 году на пост менеджера пришёл иорданец Адель Саид, известный в футбольных кругах под прозвищем Доктор – бизнесмен, осевший в России ещё в 1970-х годах. В лихие 1990-е Саид раскрутил сеть своих магазинов и торговал техникой, а в качестве хобби – увлекался футболом и пользовался своими многочисленными связями на этом фронте.
Известна даже такая история, которую поведал бывший пресс-атташе воронежского «Факела» Владислав Семёнов – однажды «Факел» приехал в Тюмень для игры с местной командой. Там же оказался и на тот момент вице-президент саратовского «Сокола» Адель Саид. По словам Семёнова, он постоянно «заряжал» соперников «Факела» на протяжении всего сезона. Иорданский стимулятор подействовал – к перерыву «Тюмень» выносила «Факел» 3:0.
В перерыве Адель Саид, сдержанно улыбаясь, вышел с кейсом из раздевалки «Тюмени», которая тут же невероятным образом слила вторую половину встречи и проиграла 3:4. По словам Семёнова, Адель Саид вечером был немного грустный.
Собственно, однажды в 1995 году Саид устроил сборы для олимпийской сборной Иордании в Новогорске, где команда сыграла товарняк с «КАМАЗом». Далее уже сам «КАМАЗ» скатался на сбор в Иорданию – спонсором выступил Саид. По его протекции в «КАМАЗ» подвезли талантливых игроков из иорданской олимпийской сборной – форварда Аль-Шаграна + защитников Аль-Шебата и Анбара Мазина Хусейна. Последнего полностью забраковал тренерский штаб, но Мазин остался в Набережных Челнах, обещая, что даже готов чистить картошку на базе (эту историю рассказал бывший игрок «КАМАЗа» Эдуард Югрин).
На командном фото, кстати, без труда можно узнать иорданских легионеров – выдают усы в стиле Бората. Аль-Шебат (третий справа в нижнем ряду) вообще напоминает Бората не только усами. Третьим человеком с усами на фото оказался массажист команды Николай Четверик, к Иордании он не имеет никакого отношения.
Аль-Шебата тоже хотели сплавить, но несколько игр за основной состав он всё-таки провел. Однако игровые качества защитника сборной Иордании (а за неё Аль-Шебат с 1993 по 2003 год сыграл почти сотку матчей) не позволяли ему бороться за железное место в старте. Впрочем, в Иордании Аль-Шебат пользовался таким респектом, что для него отдельно сделали в 2011 году прощальный матч между сборными Иордании и Туниса – в нем бывший защитник «КАМАЗа» сыграл символические 5 минут.
Успешнее всех из числа иорданского десанта оказался форвард Аль-Шагран. На его счету 24 матча за челнинцев в чемпионате России и ещё 3 в Кубке Интертото, в которых иорданский форвард продемонстрировал поистине устрашающую результативность – ровно ноль голов. На самом деле, Аль-Шагран чаще выбегал на замену подсуетиться на поле и создать движняк, нападающие всё-таки народ дефицитный во все времена, а тут хоть какая-то польза.
Успехи иорданского бомбардира в России не прошли мимо тренерского штаба сборной Иордании, в составе которой Аль-Шагран дебютировал в 1997 году, провёл 70 матчей и наколотил 21 гол. В 2000-х ФИФА даже включила Аль-Шаграна в тройку самых известных футболистов сборной Иордании в истории. И да, как вы поняли, в Иордании любят красиво провожать своих футболистов – у Аль-Шаграна тоже был прощальный матч в сборной (товарняк с Саудовской Аравией). И здесь Аль-Шагран, как и свой бывший партнер по «КАМАЗу» Аль-Шебат, символично отбегал пять минут и заменился. А вот как Аль-Шагран выглядит сейчас:
Аль-Шагран продержался в «КАМАЗе» дольше всех – летом 1997 года он покинул Россию и отправился в турне по арабским клубам, рассказывая байки о вратарских подвигах Платона Захарчука. Сейчас оба иорданца выстраивают тренерскую карьеру на родине и являются достаточно уважаемыми людьми, как бывшие игроки клуба, дошедшего до Кубка Интертото. Судьба Анбара Мазина неизвестна – возможно, он до сих пор чистит картошку в Набережных Челнах.