Главным хайлайтом самого обычного матча АПЛ между «Ливерпулем» и «Бёрнли» 31 августа оказались не голы команды Клоппа, а яростная тирада Садио Мане после замены. Сенегалец разозлился на Мо Салаха, который несколько раз проигнорировал его в выгодных ситуациях, и высказал претензии египтянину так эмоционально, что Джеймсу Милнеру пришлось его успокаивать. Уже через несколько минут Мане остыл и позже заверил, что обожает Салаха.
Звёзд топ-клубов хочется воспринимать как супергероев, но искренность Мане напоминает, что они ничем не отличаются от обычных людей.
Сенегалец родился в провинциальном городе Седиу и вырос в деревне Бамбали в маленьком доме с кучей родственников – даже по меркам Черной Африки у него было непростое детство. Парень не получил нормального образования, зато, как и все соседские дети, обожал футбол. Родители протестовали против увлечения – отец служил имамом в мечети и настаивал на серьёзной учёбе. «С тех пор, как мне исполнилось три, я проводил с мячом всё время, – вспомнил Садио. – Я видел играющих детей на улице и присоединялся к ним. Я начал на улицах. Когда я вырос, то выбирался на матчи сборной – хотел увидеть героев и представлял себя среди них».
Главным событием детства для Садио стал выход Сенегала в четвертьфинал на дебютном ЧМ-2002. В первом матче того турнира африканская команда обыграла действующего чемпиона Францию, но футбол заменил Мане весь мир задолго до этого. В 15 лет мечта о профессиональном футболе приблизилась – отец поддался на уговоры, и дядя отвёз тинейджера на просмотр в Дакар. Садио проехал больше 800 километров, и его не смутили даже претензии одного из наблюдавших за просмотром мужчин: «Ты собираешься играть в этих бутсах? Посмотри на них. Это же невозможно». Мане действительно обувался в нечто рваное и бесформенное, но даже это не затмило талант подростка. Мужчина оказался тренером академии Generation Foot и под впечатлением от игры Садио мгновенно предложил ему место в академии.
Мане обезумел от восторга, когда узнал о возможности профессионально заниматься футболом в Дакаре. Но родители по-прежнему не видели для сына спортивного будущего. Чтобы добиться своего, упрямый парень разработал детальный план и сбежал из дома. Накануне он спрятал в кустарнике неподалеку от дома спортивные сумки с вещами, на следующий день проснулся в 6 и даже не принял душ, чтобы не разбудить родных. Он предупредил о побеге только лучшего друга – тот одолжил ему денег на автобус до Дакара. В столице Мане поселился у знакомых, которых никогда не встречал. Пока родители искали его по всей деревне, Садио уже мчался на первую тренировку.
«Я очень скучал по родным, по маме и сестрам, – признался сенегалец. – Но я хотел одного – стать футболистом, и знал, что трудности помогут мне добиться этого». Через несколько лет хозяева в Дакаре превратились для него во вторую семью и с восторгом следили за стремительными успехами. Парня прозвали «маленьким бриллиантом» Сенегала. Через пять лет он переехал во Францию и выступал за «Мец», но не изменился. Пережитые в детстве трудности сформировали Садио как личность и сохранили характер даже после всемирной славы. На пути к успеху Мане показал мудрость, которой часто не хватает талантливым молодым футболистам: в 2012-м, выступая за австрийский «Ред Булл», он отказался от предложения «Спартака», потому что уже тогда мечтал выступать в «Боруссии» Юргена Клоппа.
Sadio Mané (22) in his final full league season at FC Red Bull Salzburg:
— Scouted Football (@ScoutedFtbl) June 6, 2019
• 33 appearances
• 13 goals• 13 assists
Dynamite. pic.twitter.com/zqYnCxNros
После победы в чемпионате Австрии и выигранного Кубка Австрии в сезоне-2013/14 команда отправилась праздновать в ночной клуб. Мане присоединился к одноклубникам, но чувствовал себя некомфортно – он не привык к шумным вечеринкам. «Я никогда не ходил в такие места самостоятельно, – объяснил Садио несколько лет спустя. – Я даже никогда не думал об этом. Если я не отдам всё, чтобы стать хорошим футболистом, то никогда ничего не достигну». Тогда же Мане признался, что ни разу не играл в PlayStation, и объяснил, почему игнорирует любимую приставку футболистов: «Думаю, это просто тратит твоё время. Я не хочу терять время, не получая ничего взамен». Садио может показаться замкнутым и даже скучным, но есть вещи, которые его действительно радуют – например, возможность помогать другим.
Трансфер в «Дортмунд» сорвался в 2012-м, но через несколько лет Садио всё равно оказался в команде немца – Клопп лично поддерживал контакт с Мане несколько лет, пока тот играл в Зальцбурге и Саутгемптоне. С тех пор сенегалец воплотил всё, чего хотел в детстве: вырос в лидера национальной команды и «Ливерпуля», выиграл Лигу чемпионов и заработал достаточно денег, чтобы навсегда забыть о бедном детстве и рваных бутсах. Легко понять, как медийность и огромные контракты сбивают с пути молодых футболистов – так часто происходит с талантливыми африканцами и латиноамериканцами. Но Садио сохранил целенаправленность, с которой выбрался из сенегальской глуши, и выбрал другой путь.
Sadio Mané at the construction site of a school he is building in his village, Bambali in Senegal with €270,000.
— Africa Facts Zone (@AfricaFactsZone) July 28, 2019
He also built a hospital and financed a stadium for his people. He gives out 50,000 CFA Francs to families in his village monthly.
He gives out kits to kids. pic.twitter.com/IArhKwc2mZ
«Зачем мне 10 Ferrari, 20 часов с бриллиантами или два самолета? Что эти богатства дадут мне или миру? – переспросил Садио в интервью, когда ему задали вопрос о скромном образе жизни. – В детстве я голодал и работал в поле. Я играл в футбол босиком, не получил образования и многих других вещей, но сегодня я могу помогать другим людям благодаря футболу». Главными соперниками Мане стали бедность и нехватка ресурсов в родном Сенегале, и он показал, как спорт борется с глобальными проблемами человечества.
Летом 2019-го после выступления на Африканском кубке наций (Сенегал проиграл в финале Алжиру) Мане не вернулся в Европу и провёл отпуск в Бамбали. Нападающий приехал в родную деревню, чтобы оценить строительство школы, на которую он выделил 270 тысяч евро. Перед этим Садио уже оплатил создание госпиталя, спонсировал организацию образовательного центра и лично помог нескольким семьям, которые попали в особенно трудное положение. Тем же летом он приехал в Малави – ещё более неблагополучную африканскую страну – и поднял настроение местным жителям.
Over 100 Liverpool shirts bearing Sadio Mané's name were donated to orphans in Malawi.
— ? (@ChrisvLFC) October 25, 2018
What a beautiful sight, football unites. It's than just a game, it's a beacon of hope.
⚽=❤️ pic.twitter.com/LDtcoernDy
Для этого Мане организовал целую акцию: он поменял номер в «Ливерпуле» с 19-го на 10-й, а клуб предоставил болельщикам возможность поменять старую джерси на новую в фаншопе. Садио взял больше 250 обменянных футболок с собой в Африку и раздал их нищим детям в Малави. «Видеть всех этих детей в форме Мане было невероятно, – признался основатель фонда KitAid Деррик Уильямс. – Это говорит всё о страсти детей к футболу. Тяжело описать это словами, но некоторые из них даже никогда не слышали про форму. Это не просто футболки, это послание, и мы говорим им, что они могут играть, могут делать многое. Они не привыкли к тому, что им что-то дают». Естественно, сам Садио не считает себя героем. Для него нет ничего естественнее помощи людям в трудных обстоятельствах. Он слишком хорошо запомнил себя на их месте.