Гильермо Абаскаль продержался в «Спартаке» почти два года и провел у руля клуба 74 матча. Это один из лучших показателей в современной истории красно-белых. Абаскаль обошел в своеобразном рейтинге Аленичева, Кононова, Тедеско, Виторию, Черчесова, Старкова, Скалу и даже почти дотянул до Массимо Карреры! Только никто так и не понял, для чего все это было?
Два сезона в пустоту?
В 2022 году «Спартак» объявлял, что подписал особенного тренера с большой перспективой. Сам Абаскаль выстраивал теорию о футболе «Барселоны». Первый отрезок на свежих эмоциях и серьезном везении принес тренеру лучший контракт в карьере, но с марта 2023 года – сплошное мучение.
Ни одна из заявленных целей руководством «Спартака» так и не выполнена. Клуб фактически оказался разрушен тренером, который почему-то учился работать на красно-белых, да еще и явно был далек от хорошиста и не выполнял домашнее задание.
А виновато в этом не только руководство, но и общественность. В прошлом сезоне многие болельщики поддерживали Абаскаля, утверждая о том, что ему нужно время, чтобы построить нечто значимое. Через год вышло, как у нерадивого застройщика: новый дом не просто не сдадут в срок – деньги утекли в пустоту.
Комично, что за два года Абаскаля в «Спартаке» Владимир Федотов с нуля успел построить ЦСКА, выиграть трофей и существенно повысить стоимость нескольких футболистов; «Краснодар», как ни крути, утвердился в статусе гранда РПЛ, а Семак перезагрузил «Зенит» со схожими денежными вложениями.
Игроки без развития
В феврале 2023 года Абаскаль сделал очень грамотный жест в Кубке России – выпустил состав полностью из россиян на игру с «Локомотивом». Тогда испанец переживал пик славы, за этот поступок его еще долго носили на руках и отмечали, как здорово он раскрывает российские таланты.
За год и два месяца почти все участники того матча деградировали либо до резервистов, либо до кандидатов на выход из клуба. Джикия, Чернов и Зобнин – явные кандидаты на трансфер; Денисов, Игнатов и Литвинов настолько добавили, что даже не попадают в расширенный состав сборной России, а Умяров (тогда все же не играл) и Пруцев стали очень удобной мишенью для Владислава Радимова – найти более уязвимый центр поля в РПЛ сложно.
Показательна и история с Мелешиным и Зориным. Никаких заявленных шансов в больших матчах талантливые воспитанники на регулярной основе не получали.
Трансферы Абаскаля – боль
Комично, что тренер получил состав, которого нет даже у многих наставников в еврокубках – почти каждая позиция закрыта двумя, а то и тремя футболистами.
«Спартак» потратил под 40 млн евро на новичков только за два прошлых окна. Все сделки согласовывались с тренером, а некоторые явно делались под него, как бывший игрок «Кадиса» Бонгонда. Угальде судить рано, но Медина, Тео и Рябчук – полный провал. А ведь до этого был такой же хороший знакомый Абаскаля Томаш Тавареш и один из самых перспективных защитников Южной Америки Дуарте…
Абаскаль ушел, а все это наследие осталось. Далеко не факт, что новый тренер просто не попросит всех дружно продать. Оптом – дешевле.
Игры также не осталось
Нет иллюзий и относительно особого пути «Спартака». Это не тот случай, когда тренер строил фирменный футбол в своем стиле и его характеристики не нашли сочетания с лигой. Абаскаль задергал состав, перепробовал несколько тактических схем и в итоге закольцевал историю четырьмя матчами без голов из пяти в РПЛ.
В качестве багажа: отсутствие надежного центра обороны, Зобнин вернувшийся на фланг, проходной двор в центре поля, Медина и Бонгонда – один другого хуже, и загадочное сочетание Соболева и Угальде, где футболисты по функциям дублируют друг друга.
Первая задача нового тренера «Спартака» – проверить, что осталось от багажа Абаскаля, и отправить все добро в один конец. Седьмое место, Дуарте с перевязанной головой, Джикия без контракта и новичок за 13 млн евро без голов – такой вот финал. Без специй, как рис в арабской тюрьме.