Озил оскорбил Эмери в финале ЛЕ. Тренеру «Арсенала» пора победить страхи и избавиться от Месута

 
Унаи столкнулся с одинаковыми проблемами в «Спартаке», «ПСЖ» и «Арсенале».

Главный тренер топ-клуба должен быть не только тактиком, но и психологом – чувствовать игроков и хитро руководить ими. Можно давить несогласных авторитетом, как Луи ван Гал, сближаться со звёздами и по-дружески заводить их, как Юрген Клопп, или совмещать разные тактики, как Алекс Фергюсон. Но точно нельзя забивать на мэн-менеджмент – тогда ты запомнишься тактическим гиком, который так и не стал великим, несмотря на выигранные трофеи.

Именно это раз за разом происходит с Унаи Эмери. Лучший период в карьере испанца пришёлся на «Севилью», что неудивительно. Тренер монополизировал Лигу Европы – второй континентальный турнир идеально отвечал амбициям клуба из Андалусии, который по статусу не претендовал на победу ни в чемпионате Испании, ни в Лиге чемпионов.

Арсенал, ФК Спартак Москва

В командах с капризными звёздами, лишенными менталитета андердогов, Эмери терялся. Он ставил классную атакующую игру, как и в «Севилье», но не знал, что делать, когда начинались проблемы с конкретными игроками и расстановкой сил. Унаи наверняка знает афоризм Ферги: «Когда какой-либо игрок станет важнее тренера, клубу конец», но не понимает, что с ним делать.

В перерыве между «Валенсией» и «Севильей» испанец настрадался в «Спартаке»: прогибался под давлением журналистов, читал о колкостях Дзюбы и зря надеялся на поддержку Карпина. Даже в России, оказавшись в клубе с большим статусом и ожиданиями, Эмери не установил свою власть и после нескольких провальных результатов потерял контроль и уважение футболистов.

Он рассказал свою версию событий лишь в 2018-м: Эмери потребовалось шесть лет и одна автобиография, чтобы обвинить всех вокруг в московском провале. Унаи чувствовал, что реабилитировался: выиграл все внутренние трофеи в Париже и заслужил место Арсена Венгера, но на самом деле в «ПСЖ» и «Арсенале» его проблемы никуда не исчезли.

Во Франции на Эмери давила необходимость прогрессировать в ЛЧ, а добил испанца приход Неймара. Унаи не обострил ситуацию в клубе, чтобы подтвердить авторитет, и терпел переход власти к бразильцу. Он пожаловался лишь после назначения в «Арсенал»: «Я знаю, когда я главный в команде, а когда нет. В «ПСЖ» главным был Неймар, а в «Манчестер Сити» – Пеп Гвардиола. Моя задача состояла в том, чтобы сделать Неймара счастливым, независимо ни от чего».


Эмери считал, что и в «Спартаке», и в «ПСЖ» он стал заложником обстоятельств. Отчасти он прав: один клуб раздирали бюрократические противоречия, другой подсунул тренеру дорогую звезду, в которой не было необходимости. Но Унаи упустил, что именно способность справиться с такими ситуациями определяет топ-тренера. Моуринью виноват в слишком жёстком подходе к игрокам-лидерам, зато португалец никогда не оказывался на вторых ролях. Эмери не хватает смелости, чтобы конфликтовать с селебрити и навязывать альтернативное видение руководству.

Этот недостаток проявился и в «Арсенале», хотя лондонский клуб при Венгере привык к беспрекословному авторитету тренера и не страдал из-за сражений за власть. У Эмери с самого начала сложились сложные отношения с Озилом: тренер понимал, насколько хорош Месут, но бесился из-за его недисциплинированности, которая негативно влияла на команду.

При этом было очевидно, что сходу избавиться от плеймейкера не получится: чтобы поддержать имидж и избежать одновременного ухода главных звезд, в феврале 2018-го «Арсенал» заключил новый контракт с Озилом. В следующем сезоне стало очевидно, что самая высокая зарплата для игрока, который теряется на поле в половине матчей, – необязательная роскошь. При Эмери раскрылись другие футболисты, сформировалась убойная связка Обамеянга и Ляказетта, а мастерство Озила ограничилось яркими камео.


Эмери искал компромисс и не говорил прямо, что немец не входит в его планы. Вместо этого Месут просто исчезал из заявки из-за странных вирусов, травм и по тактическим причинам – тренер использовал расплывчатые формулировки как универсальное объяснение. Звездный игрок давил на команду и тренера, при этом фанаты и Эмери всё отчетливее осознавали, что без Озила «Арсенал» часто играет не хуже, чем с ним.

После поражения от БАТЭ в феврале 2019-го Месут выложил в твиттере цитату Бергкампа – послание Эмери, что он не уйдет из «Арсенала»: «Когда болеешь за клуб, то делаешь это не из-за трофеев, игрока или истории, а потому что нашёл в этом клубе себя, нашёл место, которому ты принадлежишь». Несмотря на все признаки, Эмери не признавал открытого противостояния с игроком и регулярно возвращал его в состав. Испанец столкнулся с той же ситуацией, что и в «ПСЖ», и не придумал, что сделать с ненужной звездой.

В апреле Эмери заверил, что очень доволен Озилом, а Sky опубликовал материал о том, как игрок адаптируется к требованиям тренера, но не любой конфликт можно мирно решить на базе: когда Унаи заменил Месута в финале Лиги Европы, недовольный немец бросил: «Ты не тренер!». Трудно представить, как то же самое сказал бы Почеттино Деле Алли, который в финале ЛЧ уступил место Льоренте. Молчание Эмери подорвало его авторитет и напомнило, что он не умеет выходить за рамки тактических установок.


Даже лояльный «Арсеналу» Венгер в качестве эксперта высказался об Озиле резче, чем нынешний тренер лондонцев: «Обычно, когда мы заключаем новый контракт, то думаем, что получили хорошего игрока на несколько лет. Но это необязательно значит, что он хорошо тренируется и играет на высшем уровне, потому что он может просто осесть в зоне комфорта». Отсутствие бойцовского характера – главный недостаток Озила, но Эмери проще избавиться от немца, чем переделывать его характер.

Конечно, продажа Озила – трудная задача для руководства «Арсенала». Вряд ли топ-клубы Европы предложат Месуту ту же зарплату, что и в Лондоне (почти 1,5 миллиона фунтов в месяц), но если Эмери снова прогнётся под боссов, то так и не избавится от менталитета середняка, из-за которого он пострадал в предыдущих клубах.

Летнее трансферное окно – определяющий отрезок для карьеры Унаи. Он либо наконец наберётся смелости, чтобы поставить ультиматум перед работодателями, и больше никогда не простит Озила за грубость, либо снова размякнет и промолчит, чтобы пожаловаться через несколько лет. Пока что именно неумение принимать трудные решения удерживает испанского коуча от перехода на следующий уровень.

Арсенал: последние новости

Independent
football24.ru
Комментарии
Будь первым и расскажи, что ты думаешь по этому поводу.
Комментировать

Главные новости

Иван Игнатьев завял и в Панчево. После сельского клуба в Медиалигу?

Воспитанник «Краснодара» загрустил на европейской лавке.

Вслед за Абаскалем. Семь фаворитов на выход из «Спартака» летом 2024 года

Наследник Марсело, опорник с европейским окладом и столп обороны скамейки запасных.

Комментарии