Если через 100 лет спросить, что обсуждают в РПЛ, ответ покажется вам очень знакомым: «Спартак» и судейство». Это два кита, на которых держится российский футбол.
Если бы судьи не ошибались, а народная команда не была во всех смыслах народной (и в хорошем, и в плохом контексте), жарких дискуссий было бы в разы меньше. Потому что саму игру обсуждать нам скучно.
Такая футбольная культура. Евгений Кукуляк, Виталий Мешков и другие судьи в очередной раз это подсветили.
Пиняев, Удмуртия и Брюгге
По-моему, очевидно, что ступор Евгения Кукуляка – это не ангажированность в чистом виде. Это сложная психологическая аддикция, когда русский человек, принимая важное решение, зачем-то одновременно думает и над его последствиями.
Как итог, вместо удара по икроножной мышце он видит сложную последовательность падающих доминошек. И пытается гадать.
Но важнее другое – все так взбудоражились из-за ошибки Кукуляка, будто судейство – ключевая проблема российского футбола. И прими он верное решение, мы бы готовились смотреть плей-офф ЛЧ с участием «Зенита».
Если вы не в курсе, то летом мы сыграем в футбол с Афганистаном. И не факт, что на табло будут не 0:0. А самое ужасное, что такие матчи уже в следующем году могут стать регулярными.
А еще у нас на 140 миллионов человек один по-настоящему крутой дриблер – это Сергей Пиняев. И он настолько эксклюзивный, что РЖД платит за него агентские ценой в Сапсан для Удмуртии или Сибири.
У нас и до бана УЕФА клубы месяцами не могли выиграть в Европе. Сейчас это просто забылось, но мы падали в рейтинге, как боксер, который давно уже в нокауте. Даже флагманский «Зенит» отлетал от скромного, но идейного «Брюгге». Пока Семак скромно ругал РПЛ и состав.
Мостовой – непонятый гений, а за ним никого
Плюс наши тренеры не нужны в Европе, потому что у них нет новый идей. Кроме как сказать мантру после скучных 1:1: «Это была сложная игра». Единственный наш новатор – это Александр Мостовой, который изобрел схему, позволяющий вообще не проигрывать.
Не получать лицензию. Но он пока не понят современниками.
Мы отстали настолько к тактическом плане, что в РПЛ приезжает ноунейм (который начинал видеоаналитиком) и в плане идей разносит лигу сходу. Будто в ковбойских вестернах – с ноги вышибая дверь.
Его команда показывает самый кайфовый и креативный футбол за годы, а футболисты прогрессируют до сборной за несколько месяцев.
Ребят, у нас стадионы РПЛ становятся настолько семейными, что там по старой-доброй русской традиции не хватает людей для полноценной семьи. Легендарные 207 человек на матче «Торпедо» – «Химки» – это на века.
И самое плохое тут то, что наш футбол настолько бесполезен и убыточен, что государство использует его как площадку для социальных экспериментов.
Конформизм
Ощутили это? Будто цунами из проблем погружает все общество, а за ним из российский футбол под гигантскую волну.
Судейство – просто логическая цепочка в череде всего перечисленного выше. Не бывает так, что в аварийном доме, который еще лет 20 назад нуждался в капитальном ремонте, все разрушено, кроме потрясающих потолков с люстрой времен царя.
Если мы не можем найти крутого дриблера, откуда возьмутся крутые судьи? Это тоже продукт. Их нужно воспитывать во Второй лиге, а не накачивать конформизмом.
Нужна системность, кадры и главное – конкурентная среда. Можно менять начальников судей хоть каждую неделю, но это не уберет ошибки никогда. Такова природа человека
Но мы могли бы убрать это ощущение вездесущей несправедливости и иногда предвзятости при судейских ошибках. Для этого нужно менять всю футбольную пирамиду, а в идеале – вернуть деньги на Сапсаны в Удмуртию.