Ну что, кайф? Этот момент наконец-то настал.
На всех стадионах клубов РПЛ заработал Fan ID – он же паспорт болельщика, который вознесет нашу с вами безопасность до невиданных высот.
Первые итоги
Еще совсем недавно мы могли получить моральную травму, по неосторожности оказавшись на матче, например, «Химки» - «Торпедо». А потом еще вспомнить об отставке Юрана – и убить настроение вообще на всю неделю.
Теперь есть отличный повод не рисковать – и пойти в кино, ресторан, в бассейн. Или пересматривать хороводы Гогниева по телевизору.
Логично, что многие выбрали другой досуг. Посещаемость с полномасштабным Fan ID влетела граблями по лбу. На первый после рестарта матч «Спартака» пришло 4300 человек.
При средней посещаемости в первой части сезона 12,5 тысяч. А до ковида и бойкота фан-сектора ходило больше 30 тысяч. Представьте, что бы было, окажись «Спартак» в кризисе, а не показывай самый яркий футбол за последние лет 15.
На матче мог оказаться один Леонид Федун, цитирующий древних латинян.
Другие стадионы тоже привыкают к одиночеству. На «Зенит» с «Пари НН» пришло 19 тысяч – худшие цифры в истории арены (не считая ковидных ограничений).
«Ростов», игравший при карте болельщика еще в первой части сезона, смиренно вышел не при 30 тысячах (как было год назад), а при пяти.
«Ахмат» потерял половину осенней аудитории. «Динамо», ставшее было самым посещаемым клубом Москвы, рухнуло с 17 тысяч до 5.
Бинго.
Ошейник и провокация
Глядя на такой эффект, хочется задать один простой вопрос: «Зачем нужен Fan ID?». Потому что никто – ни из правительства, ни со стороны клубов – не может четко и артикулировано объяснить этого.
Ради нашей безопасности? Бред. За последние годы на стадионах почти не было происшествий, которые требовали вмешательства полиции. Редкий пример – файер-шоу на игре ЦСКА и «Зенита» в 2021-м, после которого повязали весь сектор.
Но это был очень мутный и загадочный случай, оставивший массу вопросов. Почему камеры на стадионе (которые должны были распознать нарушителей) вдруг перестали записывать? Почему после этого случая клубы были отрезаны от обсуждения закона? Почему ни до этого матча, ни после подобных шоу не было? И с чего вдруг такая облава вообще случилась?
Словно мы увидели продуманную провокацию.
В остальном РПЛ давно ушла от 90-х и 2000-х. А современные арены нашпигованы таким количеством камер, что можно кино снимать. Найти конкретного человека в этом оцифрованном мире – дело 20 минут.
Удивительно и то, как резко правительство – в лице МВД и Минспорта – надавило на клубы и РПЛ. Почти в приказном порядке заставив их переходить в новую реальность, не слушая никаких предложений – например, по возврату пива на стадионы или по упрощению процедуры получения карты. Хотя бы для детей. Им-то зачем Fan ID?
Но на все вопросы ответы сверху был в стиле: «Это не ваше дело». Никого это не смущает совсем?
Мне кажется, довольно странно в непонятной ситуации, когда тебе предлагают новое ограничение свободы (и главное не объясняют логику своих решений), это раболепно сказать: «Ну а что, сложно оформить этот Fan ID? Я за 15 минут управился в МФЦ».
За одну минуту можно надеть ошейник – и пойти на футбол. Но для этого нет ни одного повода, только если нет привычки носить этот самый ошейник.
Еще раз: это не осуждение тех, кто оформил карту. Кто-то безумно любит футбол, у кого-то это необходимость по работе, но закрывать глаза на ситуацию (и делать вид, что все нормально) – значит привыкать и соглашаться, что ошейник теперь часть гардероба.
Что будет дальше?
Очевидно, что карта болельщика продолжит существовать – и никто ее не отменит, даже если стадионы опустеют еще больше. Российское общество последние годы существует в режиме – ни шагу назад. Даже если впереди пропасть.
Клубы продолжат заманивать людей бонусами, посещаемость будет расти, но медленно и не доберется до прежних значений. Мы будем все больше привыкать к новым ограничениям обычной жизни. И сложно предугадать, к чему это приведет.
Эта тревога (пусть даже интуитивная) не уйдет, пока кто-то человеческим языком (без штампов и декоративных формулировок) не объяснит, зачем нужен Fan ID.